уверен пресс-секретарь Республиканской партии Армении, депутат парламента Эдуард Шармазанов
— Складывается впечатление, что обнародование последних армяно-турецких документов стало неожиданностью. Есть гарантия, что когда-нибудь наше общество не встанет также перед фактом в вопросе Нагорного Карабаха? Могут ведь сказать: мы уже подписали, примите как окончательный вариант урегулирования карабахской проблемы.
— Во-первых, в этих документах о Карабахе нет ни слова. Кроме того, чтобы картина была полной, давайте говорить о том, что армянская дипломатия и четкая позиция президента дали свои плоды. Уже больше года подчеркивается, что Армения готова установить дипломатические отношения с Турцией без предусловий и что ни проблема Нагорного Карабаха, ни вопрос Геноцида нельзя рассматривать как предусловие переговоров. В интервью ВВС президент Армении четко заявил: в вопросе Геноцида ни о каком компромиссе говорить нельзя. И это, согласитесь, свидетельствует об успехе армянской дипломатии. Имейте в виду, что все администрации Армении выражали готовность установить отношения с Турцией. В конце концов, и при первом, и при втором президентах отмечалось, что наша страна выступает за установление дипломатических отношений без преудсловий. И только при нынешнем президенте произошли решительные и поворотные изменения, армянская сторона фактически заставила турецкую сторону вернуться в поле договоренностей и больше не говорить с ней языком предусловий.
— В прессе уже высказывается серьезная озабоченность тем, что развитие армяно-турецких отношений, тем не менее, обусловлено переговорами по проблеме Нагорного Карабаха.
— Повторяю, в опубликованном документе нет ни слова о проблеме НК как о предусловии. И здесь мы тоже констатируем победу нашей дипломатии. Вспомните, несколько месяцев назад министр иностранных дел Турции Давидоглу и премьер-министр Эрдоган говорили о том, что без подвижек в урегулировании карабахской проблемы турецкая граница не будет открыта. Сегодня, как видим, об этом ничего не говорится. Это тоже дало повод азербайджанской стороне выступить с очень жесткими заявлениями в адрес Турции.
— Вы все время говорите об отсутствии предусловий. Приведу, однако, выдержку из заявления Дашнакцутюн: “Сейчас уже очевидно, что опубликованный документ содержит известные предусловия турецкой стороны, а именно поставить под сомнение вопрос Геноцида армян и отклонить непреходящие права армянского народа”. В заявлении также содержится призыв ко всему армянству правильн оценить ход армяно-турецких переговоров для исключения возможного отрицательного результата.
— Мы не разделяем обеспокоенность Дашнакцутюн, поскольку никакого повода для тревоги нет. Вопрос Геноцида никогда не может быть предусловием, и об этом Серж Саркисян говорил неоднократно.
— Ашот Блеян, который уже давно известен как сторонник армяно-турецкого примирения, вчера заявил: “Чтобы я как представитель общества был вовлечен в этот процесс, я должен убедиться в том, что в моей стране нет политзаключенных, нет политических репрессий, нет людей, ставших диссидентами из-за своих политических взглядов. Именно это даст возможность определить, что объективнее – настрой властей или прогнозы Александра Арзуманяна”. А Арзуманян заявил, что Серж Саркисян пытается урегулировать отношения с Турцией для сохранения своей власти.
— Мы стремимся утверждать демократические ценности, и в этом направлении многое могут сделать не только власти, но и оппозиция. Я понимаю, что оппозиция должна критиковать, но понимаю также, что сегодня она находится в трудном положении, поскольку для нее тоже очевидно, что Серж Саркисян и наше государство проводят правильную внешнюю политику. Оппозиции нужно хотя бы раз посмотрет правде в глаза и признать, что на данном этапе наша дипломатия добилась успеха, что в результате четкой, правильной, гибкой политики президента Саркисяна все мировые державы приветствовали этот шаг. Мы добились успеха, и это успех всего общества.