Только после того, как временная парламентская комиссия по изучению событий 1 марта 2008 г. обнародует свой заключительный доклад, ПАСЕ станет ясно, есть ли необходимость в проведении дополнительного расследования
По всей видимости, сегодня председатель временной парламентской комиссии по изучению мартовских событий 2008 г. Самвел Никоян обнародует свой доклад, хотя вчера в первой половине дня партии “Процветающая Армения”, Национально-демократический союз, Защитник прав человека и АРФ Дашнакцутюн еще не поставили свои подписи под этим документом. И если первые две партии и омбудсмен сделают это без всяких проблем, то Дашнакцутюн, по нашим сведениям, собирается изложить особое мнение. Напомним, что принятая 24 июня на сессии ПАСЕ резолюция 1677 полностью посвящена мартовским событиям в Ереване. В резолюции выражена надежда, что временная комиссия сможет представить такое заключение, которое удовлетворит европейские структуры. В резолюции, в частности, сказано: “Ассамблея считает, что из итоговоого доклада временной парламентской комиссии станет ясно, являются ли критерии беспристрастности и доверия удовлетворительными и есть ли необходимость в проведении дополнительного расследования”.
В ходе вчерашних рабочих обсуждений члены комиссии опять не пришли к общему знаменателю. Одни выдвигали вопросы, которые уже содержатся в заключении, другие, в частности Защитник прав человека, настаивали на том, чтобы в докладе содержались вопросы о правомерности и пропорциональности действий правоохранительных органов. На этом же настаивает и АРФ Дашнакцутюн. Кстати, АРФД полагает, что расследование, проведенное органом предварительного следствия, нельзя считать беспристрастным и объективным, поэтому “для установления обстоятельств смерти жертв необходимо провести дополнительное расследование”.
Председатель комиссии Самвел Никоян не имеет особых ожиданий от публикации доклада. Он заявил, что его мало интересует, как политические силы отнесутся к этому документу. “Очень часто целью политических сил является не точный комментарий данного явления, а решение тех или иных политических задач. Меня больше интересуют предложения правового и политического характера, которые преследуют одну цель: сделать так, чтобы в нашей стране подобные явления больше не повторялись”. В парламент приглашены также внепарламентские силы, имеющие своих представителей во временной парламентской комиссии. На обнародование доклада не будет приглашен ни один член Армянского Национального Конгресса. На вопрос, собирается ли комиссия пригласить членов Группы по сбору фактов, представителей АНК, родителей жертв, Самвел Никоян сказал: “А зачем? Какое они имеют отношение к докладу комиссии? Отношение к докладу имеют только члены комиссии”. Мы также поинтересовались, получила ли временная комиссия указание отправиться в Министерство обороны и попытаться на месте доказать ошибочность сведений, предоставленных членами Группы по сбору фактов Седой Сафарян и Андраником Кочаряном. (Кстати, вчера корреспондент “Аравота” спросила депутата-предпринимателя Самвела Алексаняна, сколько бронежилетов он получил 1 марта для своих “парней”. “Какие бронежилеты, я был в своей деревне”,- ответил он.) В беседе с нами Самвел Никоян сказал, что был против проверки складов Минобороны, но “люди пошли и на месте выяснили, что ничего подобного не было”.
И вот что сказал Самвел Никоян до обнародования доклада: “Я с самого начала говорил, что собираюсь адресовать доклад широким слоям общественности. Я понимаю, что мой доклад вызовет различные комментарии, и если он не совпадет с чьим-либо мнением, то подвергнется критике. Но меня это не очень волнует, поскольку с самого начала я знал, что так и должно быть. Мой доклад наверняка не понравится некоторым государственным органам и, разумеется, некоторым лидерам радикальной оппозиции”.