Пресс-секретарь Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов призывает не верить турецкой и азербайджанской пропаганде
Мы обратились к секретарю парламентской фракции Республиканской партии Армении Эдуарду Шармазанову со следующими вопросами: будут ли парафированные протоколы подписаны в прежнем виде или Армения, тем не менее, предложит внести в них изменения? если в протоколы не должны быть внесены изменения, можно ли утверждать, что все обсуждения и слушания носят формальный характер? “Обсуждения и слушания, разумеется, не могут носить формальный характер. Это политические обсуждения, и политические силы имеют право представлять свою позицию, свои возражения. Я знаком с предложениями наших товарищей-дашнакцаканов. Они, например, предлагают включить в протокол выражение “без предусловий”. Однако лично я с этим не согласен, поскольку если что-то не существует, то и незачем писать, что данная вещь не существует. Нет ни одного написанного черным по белому предусловия, а с правовой точки зрения если что-то не написано, то оно не существует. С другой стороны, нам давно пора научиться доверять властям страны, а не ложной турецко-азербайджанской пропаганде. Между тем президент нашей страны неоднократно и по различным поводам отмечал (и отмечал очень конкретно), что ни одно предусловие не может быть приемлемым для нас и что мы будем продвигаться вперед только в случае отсутствия предусловий. Наверное, следует еще раз подчеркнуть: если есть определенный документ, значит обе стороны уже пришли к согласию”.
На последнем митинге оппозиции первый президент Армении Левон Тер-Петросян предупредил о том, что в вопросе Карабаха сегодняшние власти дошли до опасной черты. Эдуард Шармазанов не согласился с этим мнением: “Президент в отставке Тер-Петросян, вернувшись в политику, уже два года говорит о Нагорном Карабахе, говорит, что должен быть подписан некий документ, что Карабах будет сдан и т.д. Но и он, и другие ясно видят, что все это не так. На самом деле подобными заявлениями он решает лишь одну задачу – увести людей в поле эмоций, чтобы сохранить электорат, поскольку хорошо понимает, что его электорат сокращается. Меня удивляет, что бывший президент сегодня спекулирует вопросами, которыми при его власти спекулировали другие, а он давал им конкретные оценки. Приведу только один пример. Тер-Петросян говорит об отречении от Геноцида, хотя прекрасно знает, что для властей Геноцид никогда не был и не будет предметом торга. Об этом президент Серж Саркисян заявил очень четко. Меня удивляет, что сегодня о теме Геноцида говорит человек, который в 90-е годы, согласно публикациям в прессе, голосовал против включения вопроса Геноцида в Декларацию о независимости Армении. Кроме того, в годы его власти вопрос признания Геноцида не входил во внешнеполитическую повестку страны. Так кто сейчас спекулирует? Я думаю, спекуляция этим вопросом никому не делает чести”.
Мы поинтересовались, будут ли парафированные протоколы подписаны в предусмотренный срок, то есть до середины октября, и отправится ли президент после этого в Турцию. Шармазанов напомнил, что свою позицию относительно того, ехать или не ехать в Турцию, Серж Саркисян представил очень четко, и она не изменилась: “если граница откроется или если мы будем близки к ее открытию, а Армения будет разблокирована, то президент поедет, а если нет, то он не поедет”. Говоря об утверждении армяно-турецких протоколов, пресс-секретарь РПА заметил: “Думаю, этот вопрос предполагает принятие политического решения. Если стороны проявят политическую волю, если они примут политическое решение, увязав свою деятельность с духом этих протоколов, то все должно быть нормально. В противном случае сторона, которая отступит от договоренностей, будет иметь серьезные проблемы с международным сообществом. В конце концов от этого выиграют не только Армения и Турция, но и весь регион. Это преследует не односторонние, а многосторонние интересы”.