спросил турецкий делегат ПАСЕ, следивший за армяно-азербайджанской дискуссией
Никогда нельзя предугадать, при обсуждении какого вопроса азербайджанские делегаты ПАСЕ используют трибуну этой европейской структуры для выяснения своих отношений с армянскими. Так, 29 сентября, когда в ПАСЕ обсуждался доклад “Культурное образование: культурные знания, развитие творчества и межкультурного общения посредством образования”, для выступления записался азербайджанский делегат Рафаэль Гусейнов, решивший в очередной раз затронуть вопрос “оккупации Арменией 20 процентов территории Азербайджана”, а также одного миллиона беженцев и перемещенных лиц. Гусейнову нужно было заявить, в частности, следующее: “Вследствие этой агрессии был нанесен серьезный удар по культуре и культурному богатству. Десятки тысяч памятников культуры были разрушены либо захвачены. Нельзя терпеть антикультурную политику, которую продолжает проводить Армения. Кроме того, сегодня армяне приписывают себе некоторые шедевры азербайджанского фольклора, а также известные образцы ковроделия и музыки. Вместе с тем произведения таких всемирно известных композиторов, как Узеир Гаджибеков, Кара-Караев, Тофик Гулиев, представляются в качестве образцов армянской культуры”. Однако очередь до г-на Гусейнова не дошла, и его выступление было включено в приложение к протоколу заседения.
30 сентября, когда в ПАСЕ обсуждался вопрос о закреплении в Европейской конвенции о правах человека дополнительного права на жизнь в здоровой окружающей среде, очередь до делегата Гусейнова дошла. И он, как всегда, начал выражать недовольство тем, что оккупация Арменией территории Азербайджана наносит серьезный ущерб окруждающей среде, что против азербайджанцев ведется также экологическая война: “На оккупированных ею территориях Армения выращивает наркотические вещества, создала захоронение ядерных отходов, сбрасывает в реки химические и радиоактивные элементы, а недавно начала устраивать поджоги этих территорий. “Право азербайджанцев жить в здоровой окружающей среде умышленно и регулярно нарушается Арменией”,- воскликнул Гусейнов. Он также заявил, что Армения “ставит под угрозу будущее его народа, нарушая экологический баланс в собственной стране”. Здесь уместно вспомнить фразу о том, что “даже испорченные часы один раз в течение дня показывают правильное время”. А вообще содержащиеся в выступлениях азербайджанцев постоянные ссылки на 20% и 1 миллион, напоминают другую известную историю о студенте, который знал только лекцию о вшах. И о каких бы животных его ни спрашивали, он находил на своем собеседнике вошь и рассказывал то, что знал. В ПАСЕ, наверное, уже привыкли к этим выступлениям азербайджанцев и, как правило, не реагируют на них. Однако в ходе обсуждения 30 сентября докладчик Мендес Бода, вскользь коснувшись выступления Гусейнова, отметил, что сожалеет по поводу того, что у Азербайджана есть проблемы с Арменией. “Надеюсь, в будущем будет найдено решение, которое позволит нам больше не слышать обвинений даже экологического характера”.
До недавнего времени армянская делегация в ПАСЕ в основном не отвечала на выступления азербайджанцев. Однако наши делегаты уже пришли к выводу о том, что целесообразнее отвечать азербайджанцам в их же стиле. Скажем, утром 1 октября обсуждался доклад “О реформах в ООН и государства-членах Совета Европы”. Для выступлений записались также члены армянской делегации Эрмине Нагдалян и Наира Зограбян, до которых очередь не дошла. В своих выступлениях обе касались проблемы Нагорного Карабаха. Эрмине Нагдалян отмечала: “Нагорный Карабах – фактически единственный уголок в мире, где агентства ООН, несмотря на жизненную необходимость, не действуют активно”. Армянский делегат также обращала внимание на то, что на протяжении многих лет резолюции ООН использовались Азербайджаном “для распространения клеветнических заявлений в адрес Армении и НКР. Эта целенаправленная государственная политика Азербайджана имеет целью представить армян врагами в глазах собственного общества, и преступниками – в глазах международной общественности”.
Наира Зограбян собиралась коснуться проводимой Азербайджаном политики “арменофобии”. “И если сегодня мы говорим о реформах в такой важной организации, как ООН, то, я думаю, давно уже надо было остановить Азербайджан, представители которого, начиная с первых лиц государства, не имеют ничего общего с теми основополагающими ценностями, которые являются приоритетными для этой и других международных организаций”.
Вечером 1 октября, когда уже обсуждался вопрос “Будущее Совета Европы в свете его 60-летнего опыта”, Наире Зограбян было предоставлено слово. До нее выступал руководитель делегации Азербайджана Самед Сеидов, основная часть речи которого действительно была посвящена обсуждавшемуся вопросу. Тем не менее, в конце выступления он сказал: “Я приветствую эту организацию в связи с принятием в 2005 г. резолюции о Нагорном Карабахе, в которой Совет Европы выразил желание видеть мою страну свободной, без сепаратизма, терроризма и нарушения прав человека”. Отвечая Сеидову, Наира Зограбян до начала своего выступления подчеркнула: “Карабах никогда не был частью Азербайджана. И вы, и ваше государство должны смириться с этой реалией”. Потом, перейдя к сути вопроса, она отметила, что будущее СЕ должно зиждеться на основополагающих ценностях прав человека. “И я хочу еще раз обратить внимание моих коллег на процессы демократизации, осуществляющиеся в Нагорном Карабахе – республике на территории Совета Европы, единственная “вина” которой состоит в непризнанности международным сообществом. Сегодня я говорю от имени народа НКР, единственное желание которого – жить в своей стране в мире и безопасности. Хочу напомнить, что НКР, не будучи членом Совета Европы, добровольно взяла и осуществляет многочисленные обязательства СЕ”. Наира Зограбян подчеркнула, что законодательство НКР может служить примером для многих стран-членов СЕ. “И когда мы сегодня говорим о будущем Совета Европы и сами себе задаем вопрос: имеет ли наша семья будущее? – ответ на этот вопрос может быть только один: да, имеет, если приоритетной целью нашей структуры останутся права человека. Имеет, если мы найдем в себе мужество признать, что реализовавший свое справедливое право на самоопределение народ Нагорного Карабаха имеет те же права, что и сидящий здесь каждый из вас”.
После этого выступления делегат из Турции Озлем Тюрконе взял слово по поводу порядка ведения заседания. Он обратился к председателю ПАСЕ с вопросом: “Скажите, пожалуйста, какова в действительности тема этого обсуждения? Речь идет о будущем Совета Европы или нагорно-карабахском конфликте?“ В ответ председательствующий заметил: “Вопрос не касался порядка ведения”.