говорит о встрече первого президента Армении Левона Тер-Петросяна с лидером “Серых волков” Алпарсланом Тюркешем организовавший ее Самсон Эозарарат.
До президентских выборов 2008 г. несколько провластных газет в рамках пропаганды против кандидата оппозиции опубликовали материал о новом разоблачении, согласно которому в марте 1993 г. первый президент Армении Левон Тер-Петросян встретился в парижской гостинице “Grillon” с лидером “Серых волков” (партия “Националистическое движение”) Алпарсланом Тюркешем для обсуждения вопросов о прекращении карабахской войны и урегулировании армяно-турецких отношений. Во встрече участвоволи также сын лидера “Серых волков” Тугрул Тюркеш, министр иностранных дел Армении Ваан Папазян и советник президента РА Жирайр Липаритян. Как отмечали газеты, встречу организовал “родившийся в Турции армянин, или представляющийся таковым, Самсон Эозарарат, который тогда тесно сотрудничал с Левоном Тер-Петросяном”. Эозарарат, игравший роль посредника в армяно-турецких контактах, посетил Ереван и через закрытую границу вернулся в Турцию. Ни с одной, ни с другой стороны пограничники не чинили ему препятствий.
Посетившие вчера редакцию газеты “Хюрриет” армянские журналисты случайно встретились с проживающим во Франции состоятельным армянином Самсоном Эозараратом. Он является одним из 100 армян, которые в качестве почетных гостей приглашены на футбольный матч Армения-Турция. Эозарарат приехал дать интервью “Хюрриет”. Кстати, в конце встречи он показал журналистам из Армении свой армянский дипломатический паспорт. Дело в том, что вот уже 15 лет Самсон Эозарарат является также официальным представителем Республики Армения в совете директоров бизнес-комитета Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
По просьбе корреспондента “Armenian reporter” Эозарарат впервые рассказал армянским СМИ подробности этой встречи. Причем рассказ нашего франкоязычного дипломата переводил человек, который в качестве переводчика присутствовал и на исторической встрече в 1993 году. По словам Самсона Эозарарата, в рамках указанной встречи предполагалось договориться о ряде шагов президента и министра иностранных дел Турции. “Однако в процессе общения Тюркеш предстал человеком непробиваемым, стеной, через которую нельзя пройти. Все проблемы упирались в него. Я сказал: “Давайте встретимся с Тюркешем. Нам нужно поговорить, никакого риска нет. Если он не захочет говорить, вернемся обратно”. Это был период карабахской войны, и со стороны Тюркеша и тогдашнего правительства ведение переговоров с президентом Армении было очень смелым шагом”,- отметил Эозарарат. По его словам, лидер “Серых волков” прибыл в Париж впервые – “он считал этот город армянским”. “В какой-то период в Армении не были уверены, стоит ли Тер-Петросяну встречаться с Тюркешем”,- добавил наш собеседник. До президентских выборов 2008 г. тюрколог Акоп Чакрян, ссылаясь на опубликованную весной 2005 г. в турецкой газете “Миллиет” серию статей, отметил, что Тюркеш представил Тер-Петросяну предложения, и президент Армении поддержал их. Но президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей не дал свое согласие. “Согласно этим предложениям, Азербайджан и Армения немедленно устанавливают перемирие, армянские войска выводятся с азербайджанских земель (конечно, под “азербайджанскими землями имелся в виду также Нагорный Карабах”), обе стороны признают независимость друг друга в существующих границах (НКР входила в состав Азербайджана), обязуются не вмешиваться во внутренние дела друг друга и не выдвигать территориальных требований, держать открытым Кашатахский (Лачинский) коридор, но под контролем международной наблюдательской миссии”. Газета “Аравот” попросила Самсона Эозарарата пояснить, дейстительно ли в ходе этой встречи имели место подобные договоренности. “Нет. В ходе этой встречи никаких договоренностей мы не достигли,- решительно опроверг Эозарарат. – Но подход к проблеме изменился. До этого Турция хотела, чтобы проблема решилась под давлением – блокадой и другими средствами. Результатом этой встречи должен был стать переход от давления к диалогу. Но тогда мы не смогли пойти на это. В свою очередь Армения шла вперед небольшими шагами. Однако произошло изменение позиции по Армении, смена идей. И это было символическим началом армяно-турецких протоколов. Эти протоколы подписали две равные страны. И это равенство было достигнуто во время первой встречи в гостинице “Grillon”.
Самсон Эозарарат также подчеркнул: “Если в результате мы добились (конечно, с небольшим опозданием) сегодняшней ситуации, то именно этот день сыграл очень важную роль в армянской политике”. Кстати, газета “Миллиет”, ссылаясь в указанной статье на Самсона Эозарарата, сообщила, что спустя некоторое время после этой встречи обсуждалась возможность сооружения на армяно-турецкой границе памятника жертвам 1915 г. На обращенной в сторону Армении части памятника на турецком языке, а на обращенной в сторону Турции на армянском языке должна была быть надпись: “Мы скорбим из-за причиненной вам боли”. Газеты, которые сегодня восхваляют усилия Сержа Саркисяна улучшить отношения с Турцией, в 2008-ом писали: “Интересно, какую это боль причинили армяне туркам и какое совершили преступление, которое можно поставить на одну ступень с Геноцидом армян? В то же время нетрудно заметить, что, участвуя в аналогичном обсуждении и давая согласие на строительство этого памятника, Левон Тер-Петросян, будучи президентом Армении, фактически лил воду на мельницу внешней политики и пропаганды Турции”.
В заключение приведем еще один отрывок из вчерашней беседы Самсона Эозарарата с армянскими журналистами. Касаясь процесса, названного “футбольной длипломатией”, он отметил, что уже долгое время Серж Саркисяна показывает себя “шахматным игроком”. В качестве доказательства своих слов Эозарарат сослался на встречи главы Армении с представителями Диаспоры. Вместе с тем он отметил, что все три президента Армении проводили одинаковую политику в отношении Турции. “У каждого свой стиль, но наиболее важные стороны политики в отношении Турции одинаковы. Курс на установление отношений с Турцией без предусловий продолжается”,- резюмировал Самсон Эозарарат.