Лента новостей
Новости дня

Патриотическая лихорадка

17 октября,2009 00:00

   По мнению директора исследовательского центра “Политэкономия” Андраника Теваняна, в ближайшее время власти Армении начнут петь фидаинские песни 
      — Армяно-турецкие протоколы уже подписаны. Что это дало сторонам?
      — Прежде всего давайте разберемся, какие задачи поставили перед собой в дипломатической сфере армянская и турецкая стороны и чего добилась каждая из них. Армянская дипломатия утверждает, что ее задача – установить дипломатические отношения с Турцией и иметь открытые границы. В настоящий момент мы не добились ни того, ни другого. Турция поставила задачу в первую очередь остановить процесс международного признания Геноцида и еще раз заставить признать свои границы. Нам говорят, что сегодняшние границы Турции, так или иначе, были признаны нами. Согласен, но в этом случае пусть объяснят, почему Турции потребовалось еще раз получить подтверждение признания своих границ? Но главная опасность состоит в том, что Турция получила взоможность легитимно обсуждать вопрос Карабаха с крупнейшими мировыми центрами – Москвой, Брюсселем и Вашингтоном. То есть уже сейчас Турция, независимо от ратификации протоколов, добилась своей цели.  
      — Какие процессы могут последовать за этим? 
      — Поскольку именно Турция должна разблокировать Армению (так говорить правильнее), то решение данного вопроса находится в ее руках, следовательно мы должны следить за тем, что говорят в Турции по этому поводу. Там заявляют, что пока мы не выведем войска из Нагорного Карабаха или не пойдем на урегулирование проблемы, они не откроют границу. В свою очередь Серж Саркисян говорит: до решения карабахской проблемы еще довольно далеко, нам еще предстоит пройти долгий путь. То есть пока проблема Нагорного Карабаха не будет решена, граница не откроется. Когда Ильхам Алиев заявляет, что возьмет Карабах, я могу считать, что эти угрозы предназначены для “внутреннего потребления”, поскольку Нагороный Карабах находится в наших руках, а не в руках Алиева. И я слышу, что говорит по этому поводу президент Армении. А он говорит, что ничего подобного нет, что до урегулирования нагорно-карабахской проблемы еще далеко. Я думаю, что турецкий парламент, исходя именно из этой логики, не ратифицирует протоколы. В результате армянская сторона не решит те две задачи, которые стремилась решить, тогда как Турция добилась всего. 
      — Но ведь протоколы получат силу закона только после того, как будут ратифицированыи парламентами двух стран и подписаны двумя президентами.
      — Сейчас мы не можем забегать вперед, но я уверяю вас, что пока в Армении правят эти власти, не то что ни одна страна, но ни одно село в мире не признает Геноцид.
      Пусть не признают.  Что дает Армении признание Геноцида более чем двумя десятками стран, если это преступление не признала сама Турция? 
      Это тема отдельного разговора, но для Армении признание Геноцида – вопрос безопасности. Возможно, для вас это эмоциональный вопрос, но в Цюрихе именно вопрос Геноцида спас власти Армении от агресси турецкой дипломатии. Когда в Цюрихе Турция попыталась включить в свое заявление вопрос Карабаха, армянская сторона использовала свой последний козырь, заявив, что в этом случае она скажет о Геноциде. В результате турки испугались, и было принято решение обойтись без заявлений. В конечном счете, Турция была настолько встревожена вопросом Геноцида, что до этого процесса не могла активно обсуждать карабахскую проблему. Сейчас в вопросе Геноцида они получили то, что хотели. А ведь на это они ежегодно тратили миллиарды долларов. В результате у них разыгрался аппетит, и сейчас они говорят о Карабахе. Теперь вы понимаете какое важное значение имеет вопрос Геноцида. Но армянская сторона уже выложила все свои козыри. С другой стороны, Турция хочет заставить Армению признать свои границы, то есть признать Карский договор. В таком случае пусть Турция признает сегодняшние де-факто границы Нагорно-Карабахской Республики.
      — Но ведь эти проблемы находятся в различных плоскостях. Турки предлагают Армении признать международно признанные границы, в то время как границы НКР не признаны на международном уровне.  
      — Согласен, но граница Турции не признана Арменией. Границы Армении тоже признаны на международном уровне, но не признаны Турцией (кстати, в протоколах предлагается взаимно признать границы. – Н.М.). Сейчас Турция заявляет Армении: признайте мои границы. А я говорю: если вы хотите, чтобы мы признали ваши границы, значит вы, в свою очередь, признайте границы Нагорно-Карабахской Республики. Признают? 
      — Конечно нет.
      — В таком случае почему Турция обуславливает открытие границы решением проблемы Нагорного Карабаха, мы же не хотим увязать признание границ Турции с ее признанием НКР? Я сторонник открытия армяно-турецкой границы, но этот процесс отбрасыват нас назад от той точки, на которой мы находились до визита Гюля в Ереван. Сегодня все идет к тому, что между Арменией и Турцией может возникнуть напряженность, которой раньше не было. Сегодня Турция вместе с международным сообществом  оказывает давление в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, чего раньше не было. Мы же ничего не получили, наша дипломатия позорно провалилась. 
      — Уже известно, что протоколы будут переданы в парламент Турции 21 октября. Что нужно ожидать там?
      -Турецкий парламент вновь на весь мир заявит то, что Турция собиралась сказать в Цюрихе, то есть призовет международное сообщество ускорить разрешение карабахского конфликта. А это означает, что в данном вопросе Армении придется пойти на односторонние уступки.
      — Активизация переговоров вокруг проблемы Нагорного Карабаха была заметна еще до подписания армяно-турецких протоколов. Оппозиция даже заявляла, что с целью скорейшего решения извне оказывается давление.
      — Нам и в 1997 году говорили, что урегулирование неизбежно.
      — Вы хотите сказать, что если бы армяно-турецких протоколов не было, международное сообщество продолжало терпимо относиться к затягиванию процесса урегулирования этого замороженного конфликта? 
      — Даже при наличии этих протоколов я не вижу возможность урегулирования проблемы НК в ближайшее время. Если в этом вопросе власти Армении пойдут на скорое решение, в стране произойдет смена власти.
      — Какой Вы видите выход из сложившейся ситации? Можно ли уговорить власти РА? 
      — Мне кажется, власти сами убедились, что футбольная дипломатия провалилась, и я предполагаю, что люди, которые били себя в грудь и надрывно кричали “да здравствует открытая граница!”, утверждая, что ради этого стоит идти на жертвы, вскоре начнут петь фидаинские песни. У властей начнется патриотическая лихорадка, которая, однако, будет обусловлена не их чувствами, а тем, что их направил туда, в соответствующее место, Эрдоган. Мы увидим, к какой жесткой риторике перейдут власти, околовластные и внештатные угодники, лизоблюды, сазандары и другие личности.   

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать