если власти Армении не пересмотрят свою политику, утверждает бывший советник первого президента РА по экономическим вопросам Ваагн Хачатрян
— Давайте на миг отойдем от политического контекста армяно-турецких протоколов и попытаемся дать оценку экономическому влиянию открытой армяно-турецкой границы на обе страны. Окажет ли это положительное воздействие на армянскую экономику, на жизненный уровень наших рядовых граждан?
— На этот вопрос можно однозначно дать положительный ответ. Вообще открытая граница, свободная торговля, свободное передвижение людей и капиталов имеет положительное значение в любых условиях и для любой страны. Однако ответ на этот вопрос содержит и отдельные нюансы, о которых стоит поговорить. Мое основное опасение в связи с открытием армяно-турецкой границы состоит в том, что власти в лице правительства РА до сих пор не имеют четкой программы экономического развития Армении в стратегическом и в тактическом планах. И взятая на вооружение этим правительством тактика позволяет решать только сиюминутные проблемы. Это очевидно хотя бы на фоне армяно-грузинских экономических отношений. Посмотрите, граница между Арменией и Грузией открыта, но здесь разногласия между сторонами возникают по той причине, что власти двух стран не могут придти к согласию вокруг элементарнейшего вопроса – унификации своих экономических законодательств. В случае решения этого вопроса наши государства стали бы более привлекательными для осуществления международных инвестиций в определенные сферы. Я не сомневаюсь, что в случае открытия армяно-турецкой границы такая же проблема возникнет и в отношениях с Турцией. Есть и другой вопрос: в какой степени наша страна готова к появлению турецкого капитала в Армении, при том, что сегодня степень привлекательности нашего рынка я оцениваю очень низко?
— Вы имеете в виду приток инвестиций или также товаров?
— В первую очередь инвестиций, поскольку вопрос импорта товаров, даже в условиях закрытой границы, до сих пор решался самостоятельно. За последние пять лет товарооборот между нашими странами вырос в пять раз, в основном за счет импорта турецких товаров. Говорить об объемах экспорта армянских товаров просто смешно, поскольку пока мы вывозим в Турцию в основном кожу и металлолом, а из Турции получае большой перечень товаров – продукцию машиностроения, легкой промышленности и т.д. Конечно, в этом смысле мы, потребители, однозначно выиграем от открытия границы. Экспертные расчеты показывают, что в результате открытия границы стоимость товаров, благодаря сокращению транспортных расходов, снизится на 25-30 процентов. При этом следует учитывать, что в случае открытия границы импортеры будут пересекать не два таможенных пункта – Турция-Грузия и Грузия-Турция, а один. Конечно, в этом смысле важно и то, к каким соглашениям придут стороны в вопросе границ и свободной торговли. Есть еще одно немаловажное обстоятельство, о котором говорят противники открытия границы. Речь идет о более низкой стоимости и конкурентоспособности турецких товаров. Это касается в основном сельскохозяйственной продукции. Такое опасение действительно существует. Турция поняла, что на европейском рынке ее сельхозпродукция может конкурировать только при наличии высокого качества и низкой цены. Да, турецкие товары, в том числе сельскохозяйственные, действительно появятся на армянском рынке, но я не думаю, что по своим качественным показателям они будут плохими. При этом турецкие товары будут более дешевыми и соответствующими европейским стандартам, то есть экологически чистыми и привлекательными для потребителя. Возможно, что в этом случае армянская сельхозпродукция в силу качества ее обработки не выдержит конкуренции. И здесь очень серьезную работу предстоит выполнить правительству РА.
— Но в Армении подчеркивается именно то обстоятельство, что турецкие товары некачественные и дешевые.
— В этом вопросе у нас есть выбор, мы можем не покупать некачественный товар. Такие же опасения высказывались и в начале 90-х в отношении иранских товаров. После открытия армяно-иранской границы и особенно после строительства моста начали говорить о том, что в Армению хлынет огромное количество дешевых и некачественных товаров. Однако жизнь показала, что армянский рынок постепенно сумел найти свое место, и благодаря в частности малому бизнесу армянские товары не только выдержали конкуренцию, но вытеснили те иранские товары, которые на протяжении 6-7 лет занимали главенствующие позиции на армянском рынке. Наши предприниматели заняли рынок, сформированный иранцами, поскольку оказались более предприимчивыми и стали выпускать качественные, конкурентоспособные и дешевые товары.
— Означает ли это, что в случае открытия границы армянские бизнесмены будут вынуждены производить более дешевые, качественные и конкурентоспособные товары?
— Да. Но здесь есть другая проблема. Если в середине 90-х Армения имела преимущество – дешевую и качественную рабочую силу, а правительство проводило правильную денежно-кредитную политику, направленную на стимулирование развития производства и экспорта, то за последние 5-6 лет эта политика изменилась. Армянская экономика на 180 градусов повернулась в сторону импорта, в результате чего пострадали местные производители и экпортеры. Политика по сдерживанию цен, которую проводил Центробанк во главе с Тиграном Саркисяном, привела к тому, что мы начали терять рынки, в том числе рынок обработки алмазов и золота, рынок машиностроения, продукция которого появлялась даже в странах Европы и Америки.
— Означает ли это, что во всяком случае на начальном этапе у нас возникнут проблемы?
— Да, возникнут, и основная причина, как я сказал, состоит в том, что у нас нет четкой эконмической стратегии, нет четкого ответа на вопрос, какую экономику, в конце концов, мы хотим иметь – нацеленную на экспорт или, как в последние годы, на импорт. Для обеспечения инвестиций в экономику Армении открытие границы не является решением проблемы. Необходимо уточнить цель проводимой политики, разработать программы, например, в той же сельскохозяйственной сфере.
— А армянский рынок привлекателен для Турции?
— Думаю, нет.
— А наоборот?
— Однозначно. И хотя в данный момент у нас нет конкурентоспособных товаров для экспорта на турецкий рынок, но нам нужно думать о таких возможностях. Эту задачу должны решать власти своей экономической и денежно-кредитной политикой. У нас имеются нереализованные возможности, которые следует развивать и стимулировать.