Такую оценку дал новому закону “О Ереване” его соавтор, который в то же время признал наличие не предусмотренных в данном законе проблем
К соавтору нового закона “О Ереване” Грайру Товмасяну мы обратились со следующим вопросом: оправдались ли в процессе пятимесячной деятельности совета старейшин столицы новые подходы, заложенные в основу работы этого органа, и каких успехов добились городские власти? По словам нашего собеседника, все зависит от тех, кто выполняет соответствующие обязанности. Даже в условиях сегодняшней работы совета старейшин Еревана действующая модель наилучшая, считает Грайр Товмасян. Вместе с тем он не скрывает, что возникли проблемы, которые при разработке закона невозможно было предусмотреть. В частности, “часть членов совета старейшин не была готова к сегодняшней работе или даже не представляла, что из себя представляет эта работа”. “Они не представляли, что совет старейшин – это мини-парламент. Конечно, вопросы, которые обсуждаются в парламенте, здесь не ставятся, но мы тоже решаем очень важные для столицы проблемы. Если члены совета старейшин не выступают с инициативами, не проявляют активность, никто не может заставить их сделать то-то или то-то”,- сказал наш собеседник. Но в любом случае он настроен оптимистично, поскольку считает, что “состояние ожидания, которое сегодня имеется в совете старейшин, после определенного этапа будет преодолено”. По словам Г.Товмасяна, автором инициатив является в основном мэр города, который также входит в совет старейшин. “По долгу службы он пытается заполнить этот вакуум. Но, учитывая его загруженность, ему необходимо добиться того, чтобы старейшины сами проявляли инициативу. Я надеюсь, через некоторое время мы увидим полноценную работу нашего органа”,- заверил Грайр Товмасян.
В противоположность оптимизму нашего собеседника заметим, что есть еще одна проблема, которая не была учтена при разработке закона. В настоящее время среди бывших глав окружных муниципалитетов столицы, которые сегодня являются членами совета старейшин и руководителяим административных районов, назревает волна протеста. Дело в том, что именно они сегодня несут ответственность за выполнение обещаний, которые были даны в предвыборный период. Осуществлявшиеся в то время ускоренными темпами широкомасштабные работы по благоустройству города в последующий период с такой же скоростью прекратились. И сегодня жители своими жалобами и требованиями не дают покоя главам общин и работникам администраций столичных муниципалитетов. Между тем последние уже не имеют сответствующего бюджета для выполнения тех или иных работ, а из городского бюджета средства либо не выделяются, либо выделаются в незначительном размере. Появились разговоры о действии принципа так называемой общинной дискриминации, когда значительная часть средств предоставляются центральной общине и там же проводятся основные мероприятия. Об этом, однако, никто не осмеливается говорить вслух.
Господин Товмасян согласился с тем, что проблемы не решаются в основном из-за отсутствия в совете старейшин оппозиции. “Заложенные в основу закона механизмы противовесов обусловлены исключительно присутствием оппозиции. Формирование контрольной комиссии, обжалование в административном суде решений совета старейшин, представительство в руководящих органах – все это должно было служить для властей своеобразной “смирительной рубашкой”. Непонятно также, как поведут себя в совете старейшин члены партии “Процветающая Армения” – в качестве власти или оппозиции. Пока идет поиск”,- сказал наш собеседник.
Поскольку оппозиционный Армянский Национальный Конгресс лишь публично отказался от полученных им мандатов старейшин, то эти места продолжают считаться занятыми. В случае отсутствия на более чем половине заседаний сессии член совета старейшин лишается мандата, а освободившиеся места занимают следующие в пропорциональном списке кандидаты. “Я понимаю, что проблема существует, но предусмотреть все невозможно. Во многих случаях закон бессилен. Де-юре они избраны, но не приходят на заседания. Другого механизма нет”,- отметил Грайр Товмасян.