считает специалист по политтехнологиям Армен Бадалян, не разделяя мнение о том, что мы, подписав армяно-турецкие протоколы, проиграли Турции
Еще в мае этого года, до выборов мэра Еревана, специалист по политическим и избирательным технологиям Армен Бадалян в беседе с корреспондентом “Аравота” высказал мнение о том, что, если выборы мэра Еревана, как и президентские выборы, не будут справедливыми и свободными, то “общество охватит апатия, разочрование, и оно станет безразличным ко внешним вызовам, в том числе к проблеме Нагорного Карабаха, в результате чего страна утратит способность противостоять тому или иному вызову”. В ходе вчерашней беседы А.Бадалян выразил сожаление по поводу того, что его прогноз сбылся. В качестве доказательства он привел политические процессы, происходившие после подписания протоколов по армяно-турецким отношениям, а также безразличие, которое наблюдается в отношении этого национально- государственного вопроса. “Лучшее подтверждение тому – организованные АРФД митинги, в которых участвовало примерно полторы тысяч человек, поместившихся на небольшой площади перед кинотеатром “Москва”. И это при том, что не все пришли туда в силу идейных устремлений и поддержки Ай Дата. Если бы люди действительно считали национальные и государственные вопросы приоритетными, они бы ходили на эти митинги, независимо от того, какая политическая сила их организовала”. По мнению эксперта, сегодняшнее безразличие общества к армяно-турецким протоколам вызвано различными причинами, в том числе и тем, что национальные вопросы не являются сегодня превалирующими для общества. Армену Бадаляну кажутся банальными заявления о том, что подписание армяно-турецких протоколов – поражение армянского народа. “Мы потерпели поражение не от Турции. Мы потерпели поражение давно, еще тогда, когда на протяжении десятилетий фальсифицировались выборы. Мы потерпели поражение, когда власть лишила нас независимой телекомпании, когда кто-то нечестным путем стал олигархом, когда телохранители олигархов или высокопоставленных лиц избили человека и остались безнаказанными, когда до начала митингов людей забирали в полицию. Мы потерпели поражение именно тогда, а сегодняшнее наше поражение – это отражение тех, которые у нас уже были”.
Можно ли утверждать, что безразличие общества к вопросу армяно-турецких отношений вызвано инстинктом самозащиты – людям кажется, что с открытием границы их жизнь станет лучше за счет снижения цен, что приведет к смягчению социального положения? “Конечно, поскольку у людей бытует мнение, что сразу после открытия границы оживится торговля, они отправятся в Турцию, начнут привозить товары, продавать и т.д. Иметь открытую границу, конечно, очень заманчиво, да еще для общества, которое уже не считает национальные и государственные вопросы приоритетными”,- заметил наш собеседник. Он воздержался от прогнозов относительно того, в какой степени оправдаются эти надежды общества, но добавил, что в любом случае открытие границы – явление положительное. Люди поняли, что закрытая граница, признание Геноцида это важно, но когда страну покидает один миллион человек, это уже опасная черта, отметил Армен Бадалян. “Когда из трехмиллионного населения один миллион уезжает из страны, это означает, что причина не в Геноциде, не в Карабахе, а в отсутствии доверия к нашей независимой государственности, поскольку они увидели, что дало им государство – сфальсифицированные выборы, чудовищное расслоение общества, политическую и гражданскую несвободу, экономические монополии и т.д. А те, кто остался в Армении, думают о том, как выжить, и в этом плане связывают надежды в том числе с открытием границы”,- сказал А.Бадалян.
Касаясь обсуждений по армяно-турецким протоколам, наш собеседник отметил, что они носили поверхностный и примитивный характер. “Наши политические деятели и эксперты обсуждают, анализируют исключительно текст протоколов, оставляя в стороне геополитические, региональные процессы. Так нельзя анализировать. Ведь армяно-турецкие отношения и подписанные документы – лишь один элемент этих процессов, и нельзя с серьзным видом анализировать, основываясь на отдельно взятом элементе. Эти отношения – результат борьбы за Кавказ, поэтому не надо утверждать, что открытие границы нужно Турции для решения вопроса о вступлении в ЕС. Турция уже 40 лет стремится попасть в ЕС и подождала бы еще лет пять, тем более, что в этом контексте у нее есть более серьезные проблемы, чем открытие границы. В этом больше заинтересованы ЕС, США, Россия и Турция, учитывая также их экономические проекты. Урегулирование армяно-турецких отношений – всего одна составляющая этих программ”,- сказал Армен Бадалян. Он исключил, что Армения при желании могла пойти против этих процессов: “Чем и как она должна была противодействовать? Забитый нищий народ, экономика на нуле. Мы всего лишь пешки в этой большой игре, а пешка самостоятельно думать не может, она разыгрывается. Наша выгода должна состоять в том, чтобы мы смогли воспользоваться этими глобальными процессами”.