недоумевает по поводу откликов на армяно-турецкие протоколы главный редактор издающейся в Стамбуле газеты “Жаманак” Ара Кочунян
— После подписания армяно-турецких протоколов с обеих сторон, пожалуй, наблюдается тенденция к затягиванию процесса ратификации. Это так?
— В предшествующий подписанию армяно-турецких протоколов период обе стороны столкнулись с серьезными вызовами. Речь идет о равновесии в обществах и в международных отношениях. Процесс изначально проходил таким образом, что обе стороны поняли, с какими многочисленными трудностями им придется столкнуться. Поэтому в протоколы было включено условие, согласно которому после подписания будет предоставлена возможность для небольшого тайм-аута. Сейчас, по всей видимости, мы находимся в состоянии передышки. Некоторые комментаторы образно говорили, что Турция имеет свою диаспору – Азербайджан. По части Азербайджана Турция сейчас пытается оправдать свою подпись под протоколами, утверждая, что нормализация турецко-армянских отношений окажет положительное воздействие и на процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В противоположность этому власти Армении на нынешнем, сравнительно спокойном, этапе пытаются представить Диаспоре свои объяснения (подобные разъяснения содержались в выступлении президента РА на созванном в Первопрестольном святом Эчмиадзине Представительном епархиальном собрании). В настоящее время стороны фактически тянут время и осуществляют шаги с оглядкой друг на друга, то есть одна сторона повторяет действия другой.
— На встрече с представителем по вопросам Южного Кавказа Евросоюза председатель Национального Собрания Армении предупредил, что “если Турция не ратифицирует протоколы в разумные сроки, то армянская сторона без промедления предпримет адекватные шаги”. Получается, что Армения больше заинтересована в скорейшей ратификации этих протоколов?
— Когда смотришь со стороны, то кажется, что Армения заинтересована больше. И в данный момент это впечатление, по сути, выгодно обеим сторонам, поскольку Турция для того, чтобы оправдаться перед своим обществом, не хочет торопить. Армения же считает, что относительное ускорение процесса нормализации отношений может иметь положительный результат, поскольку этот процесс воспринимается людьми как открытие границы, на основе чего развернется экономическое сотрудничество и т.д. Но более глубокий анализ показывает, что в данный момент обе стороны, по сути, пытаются согласовать следующие возможные этапы процесса в первую очередь со своими международными партнерами. Армения проводит серьезную работу с международными партнерами с тем, чтобы дальнейшая нормализация отношений не увязывалась с нагорно-карабахским процессом. Турецкая сторона, которая с начала процесса нормализации затрагивает карабахскую проблему, сегодня, по мнению некоторых аналитиков, тоже хочет убедить в этом своих международных партнеров. Во всяком случае люди осознают, что приближается Новый год, а с наступлением весны, в связи с 24 апреля, начнется процесс переформирования равновесий. При этом между официальными Ереваном и Анкарой есть одно различие: последняя пытается найти решения по Армении и с Россией, и с Америкой, и с Евросоюзом.
— О намерении эффективно использовать предоставленную передышку заявила также АРФ Дашнакцутюн, которая сообщила о подготовке ряда мероприятий, направленных на недопущение ратификации армяно-турецких протоколов и продолжение сбора подписей против этих документов уже в областях страны. Как Вы думаете, эти шаги будут эффективными?
— По этому процессу и в Армении, и в Турции формируется здоровое общественное мнение, учитывая, что в обеих странах существуют ограничения в плане высказываний. Но, исходя из того обстоятельства, что это уникальный процесс, оба государства приступили к реализации практических шагов по устранению армяно-турецкого табу. В этом вопросе обе стороны проявляют большую терпимость, чтобы потом не звучали обвинения в том, что власти обеих стран пошли на самовольные действия, предприняли шаги против национальных интересов и т.д. Несмотря на толерантность, в адрес руководителей обеих стран возможны любые определения, в том числе обвинения в предательстве. Инициативы оппозиционных сил в отношении этого процесса, учитывая фактор Диаспоры, конечно, оказывают определенное воздействие. Я бы не стал утверждать, что все оппоненты на 100 процентов отражают настроения Диаспоры. Я не представляю, чтобы монополию на настроения и эмоции армянской Диаспоры, ее приверженность национальным интересам имела только одная политическая сила или структура.
— Премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил, что “против протоколов выступает лишь небольшая политизированная часть Диаспоры”. В свою очередь член правления АОД Ованнес Игитян утверждает: “Большая часть Диаспоры безразлична, потому что не проинформирована, либо не проинформирована, потому что безразлична”. Какая точка зрения представляется Вам более обоснованной?
— Обе точки зрения дополняют друг друга. Небольшая политизированная часть активна. Что касается безразличия, то мы должны понять, что, несмотря на все усилия, Диаспора, возможно, еще не полностью проинформирована об этом процессе, поскольку для этого были приложены небольшие усилия. Вообще наша Диаспора имеет проблему с самопроявлением, а в данном случае кажется, что она была невольно вовлечена в эту дискуссию. То обстоятельство, что, имея так мало информации, так четко сориентировались, кажется несколько противоречивым. Но Армения может даже воспользоваться сегодняшней острой дискуссией, люди свободно и смело выражают свои подходы. Они должны высказаться, и только после этого нужно принять государственное решение. Армения действительно нуждается в объединении общенациональных сил, чтобы в переговорах с Турцией можно было добиться максимум возможного.