По мнению вице-спикера Национального Собрания РА Самвела Никояна, после подписания армяно-турецких протоколов позиции ужесточились как в Турции, так и в Армении
— Вас как представителя правящей партии волнует вопрос о том, ратифицирует или не ратифицирует парламент Турции известные протоколы?
— Этот вопрос волнует всех, и, я думаю, все понимают, что следующий за подписанием этап будет самым тяжелым –это этап нервов, ужесточения взаимных подходов. Сегодня вопрос переместился в парламенты. А парламенты – это та сфера, в которой власть, которая не желает решать вопрос надлежащим образом, всегда может заявить, что парламент – независимый орган, ему и решать. Сейчас и в Турции, и в Армении подходы достаточно ужесточаются. В данный момент никто не может сказать, подпишет турецкий парламент протоколы или нет. Думаю, сами турки еще не знают, как они поступят с этими документами. Но в любом случае нет никаких сомнений в том, что в Турции существует негативное общественное мнение. И в этой ситуации давление Азербайджана на Турцию становится более ощутимым. Азербайджану удается хотя бы в этом направлении оказывать влияние на внешнюю политику Турции. Вопрос в том, как Турция поступит в сложившейся ситуации. Если парламент страны не ратифицирует протоколы, это не будет означать, что Турция обманывает или отказывает Армении. Такой шаг будет направлен не против Армении, а против США, Европы и России. В случае, если Турция не ратифицирует протоколы, она удостоится крайне отрицательного отношения со стороны этих стран. Готова ли Турция пойти на этот шаг? Это очень серьезный вопрос.
— В данной ситуации нам не остается ничего другого, как сидеть и ждать?
— То, что мы должны были сделать для настоящего момента, мы уже сделали. Сейчас мяч на половине поля Турции. Часто спрашивают: а если Турция не ратифицирует протоколы? Ну и пусть не ратифицирует, мы вернемся к исходной точке. Так или иначе нам нечего терять. Наоборот, мы только выигрываем, поскольку не только сумели превратить Армению в региональный фактор, но и добились того, что весь мир заговорил об Армении, о Геноциде, о проблеме Карабаха. Нам удалось активизировать и Диаспору, наши политические партии за рубежом и внутри страны. Мы смогли добиться того, что турецкое общество услышало о Геноциде. Но самое главное – это то, что на международной арене Армения уже имеет положительный имидж конструктивной, инициативной страны.
— Если Турция не ратифицирует протоколы, должен ли наш парламент предпринять какие-либо шаги?
— Если соседняя страна не ратифицирует протоколы, то их обсуждение в армянском парламенте потеряет смысл. Международные договоры либо ратифицируют, либо не ратифицируют. Если Турция ратифицирует, но попытается втиснуть в них какие-либо предусловия или нарушить международную норму ратификациии международных договоров, то, конечно, это станет предметом обсуждения в армянском парламенте.