а министры иностранных дел Армении и Азербайджана вчера в Афинах обменялись взаимными обвинениями
Армяно-турецкая тема
Министр иностранных дел Ирландии Майкл Мартин, выступая вчера утром на заседании Совета министров ОБСЕ, заявил: “Я высоко ценю продолжительную работу Минской группы ОБСЕ по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха. Последние встречи на высшем уровне, которые проходили между Арменией и Азербайджаном, обнадеживают. Хотя это не касается данной проблемы, однако позитивные подвижки в отношениях между Арменией и Турцией являются значительным шагом вперед, открывающим перспективы для укрепления мира и стабильности во всем регионе”. Можно привести и другие аналогичные выступления. Однако глава МИД Турции Давудоглу в своем выступлении так и не коснулся отношений с Арменией. Предварительно было известно, что в ходе встречи с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым Давудоглу подчеркнул, что ратификация армяно-турецких отношений возможна только “после освобождения территорий Азербайджана”. Выступая перед министрами ОБСЕ, глава внешнеполитического ведомства Турции сказал следующее: “Неурегулированные конфликты в Азербайджане, Грузии и Молдове продолжают угрожать безопасности и стабильности нашего региона. Хотя они имеют разные корни, разные исторические и политические основы и должны быть разрешены с учетом своих особенностей, однако в отношении всех конфликтов необходимо в одинаковой мере применить соответствующие международные положения и принципы. Основой любого урегулирования должно служить уважение автономии и территориальной целостности”. Касаясь, в частности, процессов в Минской группе, Давудоглу заявил: “Мы призываем обе стороны использовать нынешний момент для достижения урегулирования без дальнейшего затягивания. Турция считает, что усилия, прилагаемые в направлении урегулирования нагорно-карабахского конфликта, утверждение в регионе атмосферы прочного мира и стабильности взаимосвязаны и оказывают непосредственное воздействие друг на друга. Эти два процесса нельзя рассматривать в отдельности. Война 2008 г. в Грузии напомнила о том, что замороженные конфликты, в конце концов, не такие уж и замороженные”.
В своем выступлении министр ИД Армении, касаясь ратификации армяно-турецких протоколов, отметил: “Мы надеемся, что этот важный шаг будет сделан, и Армения и Турция приступят к реализации соглашений. Немотивированное затягивание и предусловия, в том числе стремление увязать этот вопрос с карабахской проблемой могут нанести ущерб перспективе обоих процессов”. Выразив благодарность международному сообществу за поддержку армяно-турецкого процесса, Эдвард Налбандян сказал: “Несмотря на полную поддержку, оказанную странами всего мира, в наших рядах есть страна, Азербайджан, которая высказывается против идеи урегулирования отношений между двумя странами-членами ОБСЕ и, тем самым, противопоставляется ценностям, на основе которых была создана эта организация”.
Армяно-азербайджанская тема
Накануне в своем выступлении бывший действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Финляндии Александр Стуб заявил: “Мирный процесс Нагорного Карабаха движется осторожными шагами в верном направлении”. То, что произошло вчера во время выступлений министров, означало отступление от обнародованного 1 декабря совместного заявления. Министр ИД Азербайджана, который выступал 53-м, заявил: “Нагорно-карабахский конфликт остается главным источником дестабилизации всего Южнокавказского региона, препятствием к экономическому развитию и интеграции в Европу и евроатлантические структуры. Вследствие этого конфликта около 20 процентов территории Азербайджана все еще остаются оккупированными Арменией, а подвергшиеся этническим чисткам около миллиона азербайджанцев стали внутренне перемещенными и беженцами. На этих оккупированных территориях были уничтожены и разграблены тысячи образцов азербайджанского историко-культурного наследия”. Тем не менее, Эльмар Мамедъяров отметил: “Я должен признать, что в последних переговорах есть положительная динамика, и обе стороны вместе с сопредседателями Минской группы согласились ускорить переговоры”. Он также добавил: “Предоставление Нагорному Карабаху права на самоуправление в составе Азербайджана будет справедливым и долгосрочным решением. Оно также может в значительной степени ослабить напряженность и вызовы миру и стабильности в регионе. Мы в Азербайджане твердо уверены в том, что вывод армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана в зафиксированные сроки откроет огромные возможности для региона”.
Эдвард Налбандян, казалось, специально перенес свое выступление, чтобы, исходя из выступления Мамедъярова, определить как ему говорить – жестко или мягко. Акценты были беспрецедентно жесткими: “Для того, чтобы в процессе урегулирования карабахской проблемы создать возможности для прогресса, стороны должны взять на себя обязательство воздержаться от шагов, которые могут препятствовать мирному процессу, в том числе воздержаться от попыток исказить суть проблемы и продолжающегося переговорного процесса, что сейчас сделал министр Азербайджана”,- заявил глава МИД Армении. Он также отметил: “Уходящий год ознаменовался серьезными обсуждениями вокруг соглашения о контроле за вооружениями на территории ОБСЕ. Мы придаем важное значение в частности усилиям по укреплению средств контроля за вооружениями, в том числе инициативе Венского документа 1999 года. В данном контексте невыполнение одной из стран-членов, Азербайджаном, основополагающего режима контроля за вооружениями по меньшей мере в двух категориях – значительного превосходства максимальных запасов оружия и одновременно милитаристской риторики – вызывает серьезную озабоченность относительно истинных намерений этой страны. Азербайджан нарушает один из самых основополагающих принципов ОБСЕ – непримение силы или угрозы применения силы”.
Из комментариев Налбандяна
До отбытия в Афины министр иностранных дел Армении ответил на несколько вопросов журналистов. В частности в ответ на наш вопрос, как объяснить, что, несмотря на обнародованное накануне заявление, выступления главы МИД Армении и его азербайджанского коллеги было довольно “жесткими”, Эдвард Налбандян отметил: “Я сказал то, что является истиной. Страна, которая нарушает договоренности, достигнутые в регионе ОБСЕ, а также воинственные заявления, которые мы слышим со стороны Азербайджана, ставят под сомнение их реальные намерения”. Эдвард Налбандян также подчеркнул: “То, что мы говорили и говорим, никогда не противоречит тому, что говорят посредники”. И пояснил: “На протяжении многих месяцев со стороны Азербайджана говорится, что такого документа, таких предложений нет. И одна из наших газет напечатала на первой странице карикатуру, под которой стояла надпись: министр лжет. Мы почему-то больше верили тому, что говорил министр противоположной стороны. Но в итоге вышло, что этот документ существует, что переговоры ведутся именно на основе Мадридских принципов”. На наш другой вопрос – “учитывая прозвучавшие выступления, считает ли глава МИД РА возможным ноднократно звучавшее накануне утверждение о том, что пришло время принимать решение?” – Эдвард Налбандян ответил: “Время двигаться вперед наступило давно. Сейчас тоже пора идти к урегулированию проблемы. То, о чем мы говорили, можем повторить еще раз: сегодня мы обсуждаем лишь некоторые из многочисленных принципов Мадридского документа. И есть определенное сближение позиций вокруг некоторых принципов или некоторых пунктов. Я бы сказал, что это не составляет даже трети тех принципов, которые существуют в этом документе. Это долгий путь, но мы, разумеется, настроены на то, чтобы идти по этому пути, продолжать переговоры и сохранить ту положительную динамику, которая наблюдалась в последнее время благодаря встречам двух президентов”. На вопрос корреспондента “Арменпресс”, существует ли договоренность относительно продолжения переговоров, г-н Налбандян ответил отицательно, но вместе с тем добавил: “Возможно, в ближайшее время сопредседатели вновь прибудут в регион”.
По просьбе корреспондента телекомпании “Шант” министр ИД Армении сообщил, что во время встречи с Ахмедом Давудоглу речь шла о процессах урегулирования армяно-турецких отношений и ратификации протоколов. “Карабахской проблемы мы не касались”,- заявил Налбандян. И еще раз подчеркнул: “Попытки увязть эти два процесса – разрешение карабахской проблемы и урегулирование армяно-турецких отношений – могут только нанести вред и одному, и другому процессу. И это не так, что мы всем говорим одно, а туркам – другое. Туркам мы всегда говорили то, что говорили всем. Так считает и международное сообщество”.
Из принятых документов
Заседание Совета министров ОБСЕ завершилось в 21.00 по ереванскому времени. Было принято 20 итоговых документов, в том числе решение о проведении саммита, что за последние 10 лет сделать не удавалось. Во втором пункте одного из принятых документов – резолюции ОБСЕ о процессе Корфу, в частности, указано, что сохраняется озабоченность в связи с “невыполнением и неприменением в полном объеме” требований заключительного Хельсинкского документа и взятых перед ОБСЕ обязательств. В данном контексте отмечается: “Применение силы продолжает считаться способом решения споров. Не устранена опасность возникновения конфликтов между государствами-членами, и вооруженные столкновения нашли место даже в последнем десятилетии. Как и прежде, существует напряженность, и многие конфликты продолжают оставаться неурегулированными”. И все это, согласно резолюции, происходит в то время, когда возникающие наднациональные угрозы, как никогда, требуют общих ответов.
Совет министров СЕ принял только одно заявление, которое касается проблемы Нагорного Карабаха. В нем приветствуется обнародованное 1 декабря совместное заявление “пятерки”, а также отмечается: “Мы призываем все стороны сохранить поожительную динамику переговоров и твердо придерживаться своего обязательства довести до конца разработку основополагающих принципов по соглашению Нагорного Карабаха, основанную на Мадридском документе, с целью приступить к разработке всеобъемлющего мирного соглашения – добросовестно и без дальнейших затягиваний. Министры подтвердили свою готовность интенсивно работать для решения оставшихся вопросов и достижения согласия, которое будет основано, в частности, на принципах итогового Хельсинкского документа: неприменение силы или угрозы применения силы, территориальная целостность, равноправие народов, их право на самоопределение. Мы убеждены, что уже сегодня имеется реальная возможность добиться мирного, стабильного и процветающего будущего для всего региона”.