Интервью с координатором концерна “СИЛ” Сарибеком Сукиасяном
— Сегодня Вы фактически руководите концерном “СИЛ”, который, несмотря на оказывающееся уже два года давление, продолжает оставаться одной из крупных бизнес-структур Армении. Как Вы, будучи крупным предпринимаетелем, расцениваете сегодняшнюю бизнес-среду в Армении?
— Я не буду касаться политического аспекта и отвечу на ваш вопрос с сугубо экономической точки зрения. Сегодня в Армении бизнес переживает очень трудные времена. Причина не столько в последствиях мирового финансового кризиса, сколько в сформировавшейся в стране экономической системе. Рынок парализован, поскольку произошло смешение государственного и частного секторов. Многие высокопоставленные чиновники язли в бизнесе и, являясь скрытыми Кркорянами, без зазрения совести убеждают нас в том, что получили наследство, скажем, от отца, работавшего водителем такси. Грубая и бесперспективная налоговая политика беспощадно уничтожает мелкий и средний бизнес. Приведу простой пример. Сотни предприятий выплатили в госбюджет сверхвыплаты и сейчас не могут законным путем получить эти суммы обратно. Предпринимателей регулярно обманывают и запугивают: “Если не будешь вести себя тихо, назначим штраф и составим акт на крупную сумму”. Хочу сказать, что если государство и предприниматель, государство и налогоплательщик не являются равными партнерами, то экономика не может развиваться. И в этом одна из причин того, что по объемам экономического спада Армения среди стран СНГ находится на первом месте.
— Неужели правительство не понимает эту простую истину?
— Образующие правительство министерства созданы для того, чтобы служить обществу. Но посмотрите, что происходит. В наши дни человек, который чуть ли не вчера в лаптях приехал в Ереван и волею судьбы стал министром, считает, что министерство – его собственный огород, который он унаследовал от деда-колхозника, а потому может на государственном уровне препятствовать работе хозяйствующего субъекта. Такие министры налаживают собственный бизнес и процветают за счет государства, налогоплательщиков, предпринимательства. Получается, что предприниматель работает в поте лица, чтобы создавать благополучную жизнь в том числе и для чиновников. Для того, чтобы изменить правила этой грязной игры, правительство должно проявить политическую волю, в противном случае на развитии Армении можно поставить крест.
— Принадлежащий семье Сукиасянов “Армэкономбанк” считается одной из самых надежных и стабильных финансовых структур в Армении. Как удалось оградить банк не только от ударов мирового финансового кризиса, но и, прямо скажем, от мощной кампании против вашей семьи?
— Внесу небольшую поправку: нашей семье принадлежит контрольный пакет акций “Армэкономбанка”, однако банк имеет тысячи других акционеров, в числе которых такая мощная и авторитетная структура, как Европейский банк реконструкции и развития. Одним из залогов успешной деятельности банка является неуклонное следование принципу корпоративного управления. Отмечу также, что в Армении банковская система ближе к международным стандартам, чем остальные бизнес-сферы. Здесь самое главное состоит в том, что начались формироваться цивилизованные отношения между банком и клиентом. Многие знают, что кредит можно получить без посредника и никого за это не “благодарить”, что сегодня банк становится надежным партнером, финансовым советником клиента. Повысился также социальный статус сотрудников банка, поскольку, например, в “Армэкономбанке” специалист поступает на работу в конкурсном порядке, получает достойную зарплату, пользуется предоставляемым банком социальным пакетом. Корпоративное управление, специалисты-профессоналы, точная оценка рисков, лояльные к банку, ответственные клиенты – вот те факторы, которые помогают нам удерживать банк на передовых позициях. Что касается беспрецедентного давления, то, да, были шаги, направленные на ликвидацию банка, однако и отдававшие приказы, и слепо их выполнявшие вовремя поняли, что нанесение серьезных ударов по крупнейшему в Армении банку приведет к развалу всей банковской системы, что поставит нашу страну перед серьезными вызовами.
— Сегодня серьезное недовольство, особенно в сфере бизнеса, выражается работой таможенных органов. Что Вы скажете по этому поводу?
— Недовольство высказывается справедливо. Посмотрите, при оценке импортированного товара в Таможенном комитете действуют контрольные цены, и чиновники этой структуры могут по собственному усмотрению повышать или снижать цены. А поскольку большинство товаров широкого потребления, техника, аппаратура импортируются, то получается, что ценовую политику государства определяет, даже диктует Таможенный комитет. То есть одна из важнейших функций государства передана группе таможенников. Это неслыханная в мире вещь. Здесь также скрыты огромные коррупционные риски: для “своих” контрольные цены снижаются, для чужих – повышаются, вследствие чего создаются неравные условия для хозяйствующих субъектов, происходит искусственный рост цен. И, в конечном счете, рынок концентрируется в руках группы людей. А концентрированный рынок – одно из самых больших зол для экономического развития.
— В последние дня появились сведения о том, что завод “Бжни” путем прямой сделки продан Рубену Айрапетяну. А если говорить прямо, то правительство попросту отняло у вас завод.
— Да, это так, и после всего, что произошло, любой нормальный человек должен начать ненавидеть правящий режим. Но я не хочу преисполняться этим чувством, поскольку люблю свою страну. Я думаю, что бывают моменты отступления. В годы Втором мировой войны фашистская Германия захватила большую часть Европы, дошла до Москвы, но в дальнейшем все равно капитулировала. Зло наказывается не только в сказках.
— Господин Сукиасян, получилось так, что наше общество, скажем так, не очень хорошо относится к состоятельным людям.
— К сожалению, в Армении богатство и благовоспитанность, за незначительными исключениями, несопоставимы. Быть богатым значит вести очень ответственный и трудный образ жизни. Богатый должен также ценить то, что создано другими, и осознавать ценность созданного, быть образцом для общества. И тогда, поверьте, отношение общества тоже будет адекватным. Здесь мне бы хотелось отметить постоянно теплое отношение общества к нашей семье, что дает мне возможность работать с еще большим энтузиазмом и удовольствием. Я думаю, мы заслужили уважение и доверие значительной части общества.