Цель приезда в Ереван министра иностранных дел России Сергея Лаврова – подготовка новой встречи в Москве президентов Армении и Азербайджана
После встречи в понедельник с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом премьер-министр России Владимир Путин на совместной со своим коллегой пресс-конференции заявил, что решать в отдельности и карабахскую проблему, и проблему армяно-турецких отношений очень сложно, поэтому он не считает правильным увязывать все в один пакет. “А если мы еще и свалим все в одну кучу, то тогда перспектива решения будет автоматически отодвинута на очень дальнюю перспективу”,- заявил российский премьер, подчеркнув, что “пакетировать эти проблемы” считает с тактической и стратегической точки зрения не целесообразным. Эту же мысль вчера в Ереване подчеркнул также министр иностранных дел России Сергей Лавров, который вновь заявил, что упомянутые процессы не взаимоувязаны. Визит Лаврова в Ереван многие армянские экпсерты обусловили визитом Эрдогана в Москву, что глава МИД РФ вчера категорически опроверг. “Было бы удивительно, если бы такой опытный дипломат, как Лавров, просто указал истинный мотив своего визита, который, несомненно, связан с визитом турецкого премьера в Мосву и заявлением, которое сделал накануне премьер-министр России Владимир Путин”,- сказал в беседе с корреспондентом “Аравота” член политсовета партии “Республика” Сурен Суренянц. Он настоял на том, что армяно-турецкие отношения и карабахский процесс взаимосвязаны, поскольку оба вопроса будут способствовать формированию в регионе единой системы сотрудничества и безопасности. “Связь, конечно, есть, но спонсоры обоих процессов понимают, что, в частности, власти Армении не могут одновременно обслуживать оба процесса, поскольку они как партнеры хорошо знают: власть Сержа Саргсяна не имеет необходимого ресурса политической и нравственной легитимности, чтобы суметь обслуживать сразу два сложных процесса. Именно поэтому они постоянно пытаются делать жесты властям Армении, заявляя об отсутствии связи между двумя процессами, чтобы в конце концов решить эти проблемы”,- отметил Суренянц.
На вопрос, приехал ли Лавров в Армению только для того, чтобы лично представить Сержу Саргсяну позицию Путина и России, наш собеседник дал отрицательный ответ: “Конечно, нет. Я почти уверен, что Лавров готовит предстоящую встречу двух президентов, которая может состояться уже в январе”.
В ходе нашей беседы Сурен Суренянц также высказал убежденность в том, что в вопросах урегулирования армяно-турецких отношений и проблемы Нагорного Карабаха основные мировые центры пришли к определенному консенсусу. “Во всяком случае об этом свидетельствуют публичные заявления. И я уверен, что февраль-март станут месяцами ратификации армяно-турецких протоколов, а через один-два месяца будет подписано рамочное соглашение уже по урегулированию нагорно-карабахской проблемы”,- сказал Суренянц. Турция по сей день пытается убедить Азербайджан в том, что без определенных подвижек в вопросе Карабаха не ратифицирует армяно-турецкие протоколы. Считает ли г-н Суренянц, что до подписания этих документов в вопросе Нагорного Карабаха будет достигнут определенный прогресс? “Да,- ответил наш собеседник, – но этот прогресс не будет доступен для обществ наших стран. Я думаю, будут достигнуты внутренние договоренности. Что касается необходимости восприятия азербайджанским обществом ратификации Турцией протоколов, то, на мой взгляд, об упомянутых мной договоренностях президент Азербайджана Алиев, конечно, будет проинформирован. Я не исключаю, что за подписанием армяно-турецких протоколов последуют ключевые процессы вокруг проблемы Карабаха”,- отметил оппозиционный деятель.
Часто высказывается мнение, что армянское общество безразлично к вопросу ратификации армяно-турецких протоколов, но не может оставаться безразличным к урегулированию карабахской проблемы, к реализации того варианта, который находится на столе переговоров. Обусловлена ли вышеуказанная очередность этих двух процессов тем обстоятельством, что позиция общества по ратификации протоколов может стать показателем его возможного протеста в отношении проблемы Нагорного Карабаха? “Протеста не будет. У нас очень здоровое общество, и ратификация армяно-турецких протоколов не вызовет общественных и политических потрясений. Посмотрите, что сегодня происходит. Дашнакцутюн, которая является основной силой, выступающей против этих протоколов, собирает возле Конституционного суда около пяти десятков или сотню человек. Магистральная оппозиция – Армянский национальный конгресс – не высказывает мнения по этому вопросу либо выступает с общими заявлениями. Это говорит о том, что все осознают: армянское общество не будет протестовать против урегулирования армяно-турецких отношенй. АНК проявил бы большую объективность, если бы поддержал этот процесс, а Дашнакцутюн шумит, чтобы получить от Диаспоры определенные финансовые потоки. Это очевидно. Большинство общества выступает за мир, добрососедство и благополучную жизнь. Если сегодня какая-либо сила считает, что наше общество можно консолидировать вокруг армяно-турецкого или даже карабахского процесса, то она глубоко ошибается”,- подчеркнул С.Суренянц.