Так турецкая пресса охарактеризовала процесс принятия резолюции 252 комиссией по внешним отношениям Конгресса США, и это определение, по мнению представителя Верховного органа Армении АРФД, является очень точным
«Резолюция прошла с огромным трудом»
Председатель постоянной комиссии по внешним отношениям Национального Собрания Армении, представитель Верховного органа Армении АРФ Дашнакцутюн Армен Рустамян вчера на пресс-конференции в пресс-центре «Новости-Армения» заявил о «драматичности» хода принятия комиссией по внешним отношениям Палаты представителей Конгресса США резолюции 252 о признании Геноцида армян. В документе содержался призыв к президенту страны в своем ежегоднем обращении 24 апреля квалифицировать запланированное истребление 1,5 млн армян как геноцид. «В этот раз голосование по резолюции и ее принятие прошли с огромным трудом»,- сообщил А.Рустамян. Отметив, что несколько месяцев назад соотношение голосов было бы совсем другим, а именно число «за» было бы намного больше, Армен Рустамян сказал: «Единственный новый аргумент, который увеличил число «против», касался наличия злополучных протоколов. Те, кто следили за этим обсуждением, прекрасно поняли, увидели, как эти протоколы могут тормозить процесс международного признания Геноцида армян». Заметим, однако, что даже в день обсуждения, 4 марта, руководитель офиса Ай Дата и по политическим вопросам Бюро АРФ Дашнакцутюн Киро Маноян в интервью агентству «Арменпресс» отметил, что вероятность принятия резолюции 252 велика, «учитывая, что Белый дом и госдепартамент не высказываются, как раньше, против принятия резолюции, еврейские лоббистские организации тоже выступают не с прежней активностью. Так что вероятность того, что комиссия даст положительное заключение, велика». И не было сказано ни одного слова о том, что после подписания протоколов процесс существенно затруднился. Хотя вчера Армен Рустамян указывал на то, что «ситуация меняется с каждым часом – подействовал турецкий шантаж». В данном контексте он посчитал «очень правильным» определение турецкой прессы о том, что идет «война лоббингов».
Представитель ВО Армении АРФД не захотел давать прогноз относительно того, будет ли резолюция включена в повестку пленарного заседания Конгресса США. «Сейчас трудно высказывать прогноз, но широкие возможности, широкое поле для борьбы есть. Если мы сможем объединить наши силы и консолидированно продвигать этот лоббинг в Конгрессе, то действительно есть большая вероятность, что на этот раз мы сможем довести вопрос до голосования. Такая возможность есть, но, конечно, очень трудно». На замечание одного из журналистов о том, что если Конгресс США тем не менее признает Геноцид, то получится, что правы были представители Республиканской партии Армении, когда говорили, что и после этих протоколов какие-то страны признают Геноцид, Армен Рустамян сказал: «Согласно этой логике, нужно создавать трудности, а потом пытаться их героически преодолевать. Сейчас мы именно в такой ситуации: создали трудности, которые героически преодолеваем. Мы, конечно, в любом случае должны героически преодолеть все остальные трудности, но эти были созданы искусственно».
«Противодействие было не слишком сильным»
Вчера на пресс-конференции в клубе «Урбат» корреспондент газеты «Аравот» обратилась к руководителю офиса Ай Дата и по политическим вопросам Бюро АРФ Дашнакцутюн Киро Манояну с вопросом: есть ли гарантии, что эту резолюцию не постигнет участь трех предыдущих резолюций аналогичного содержания, которые принимались на протяжении последних 10 лет, иными словами, она не будет включена в повестку пленарных заседаний Конгресса? «Никаких гарантий нет,- отметил К.Маноян, — но многое зависит от того, какое отношение проявит Турция, в какой форме она будет продолжать свое противодействие. Многое зависит от того, активизирует Белый дом свои шаги против резолюции или нет, а также от того, что скажет Армения об этом процессе. Кроме того, большое значение имеет работа армянской общины Америки». Тем не менее Маноян представил следующий прогноз: «Вероятность того, что вопрос дойдет до пленарного заседания, на этот раз выше. Почему? В Белом доме ждали до последнего момента, чтобы проявить определенную активность против резолюции, и такая позиция пригодилась, чтобы Гюль поговорил с президентом Обамой. Тем не менее их противодействие не было столь сильным, как раньше. Возьмем период правления президента Буша. Многим конгрессменам Буш звонил отдельно. В зависимости от ходе процессов на этот раз вероятность включения резолюции в повестку пленарного заседания, на мой взгляд, в каком-то смысле выше».
А может, это показало необоснованность опасений АРФД тем, что подписание армяно-турецких протоколов остановит процесс международного признания Геноцида армян, поскольку в том числе данная резолюция доказала, что процесс не остановлен? – поинтересовались мы. «Наоборот,- отметил Киро Маноян,- это подтверждает наше мнение о том, что протоколы являются препятствием. И именно сейчас наступил момент, когда необходимо как можно раньше выйти из этого процесса, поскольку мы еще раз убедились, что он препятствует признанию Геноцида». Глава офиса Ай Дата также сказал, что еще никогда резолюция не принималась с таким трудом – с перевесом в один голос, да еще после полуторачасового ожидания. «Было трудно, поскольку использовался следующий аругмент: стороны договариваются, не мешайте»,- резюмировал К.Маноян.