Председатель Либеральной партии Армении Ованнес Ованнисян согласен с тем, что принятие резолюции будет препятствовать урегулированию армяно-турецких отношений
— После принятия Комитетом по внешним сношениям Палаты представителей Конгресса США резолюции о Геноциде армян с турецкой стороны стали звучать похожие на угрозы заявления о том, что это может стать препятствием для дальнейшего развития армяно-турецких отношений. Аналогичное мнение высказали и некоторые армянские аналитики. Каким образом резолюция может помешать установлению отношений между двумя странам, тем более, что, как изначально пропагандировалось, урегулирование этих отношений не касается вопросов Геноцида и Нагорного Карабаха?
— За последние 10 лет это уже четвертая аналогичная резолюция. Первые три, как известно, так и не получили продолжения. Однако резолюция 252 существенно отличается от предыдущих, поскольку тогда вопрос урегулирования армяно-турецких отношений так остро не стоял, протоколы не были подписаны. Турция всегда реагировала очень резко, а сейчас – тем более. Однако в этом вопросе у Турции проблемы не с Арменией. Ей на самом деле нужно отрегулировать вопросы с США. Нынешняя ситуация существенно отличается от предыдущих. Мне тоже кажется, что эта резолюция помешает дальнейшей нормализации отношений, хотя бы потому, что Турция тем самым еще больше отдалится от процесса урегулирования. Что касается взаимоувязанности проблем, то мы можем рассматривать эти вопросы в различных плоскостях, однако признание Соединенными Штатами факта Геноцида армян очень болезненно воспринимается властями Турции. Они понимают, что это может иметь последствия.
— За принятием резолюции последовали визиты и встречи армянской и турецкой делегаций в Россию, а затем во Францию. Во всех случаях основной темой обсуждений была карабахская проблема. Почему произошла столь быстрая смена проблемы?
— Если помните, после встречи в Москве с Медведевым Серж Саргсян заявил, что готов к шагам в направлении урегулирования армяно-турецких отношений. Старт “футбольной” дипломатии Саргсяна был дан в Москве. Это не случайно. Неслучайными и взаимосвязанными были также визит турецкой делегации в Москву после принятия резолюции 252 и предварительная консультация Налбандяна с Лавровым перед отбытием во Францию, где глава МИД Армении присоединился к делегации во главе с Сержем Саргсяном. Я не разбираюсь в дипломатических тонкостях, но мне кажется, что консультация с Медведевым перед отбытием во Францию была некорректной, более того, неприемлемой. Я думаю, после визита во Францию Серж Саргсян встретится с Медведевым, так как после сочинской встречи Медведев взял на себя широкие функции по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха. Он не может оставить решение этой проблемы наполовину и должен продолжать ею заниматься, поскольку это уже вопрос имиджа президента РФ и российского государства. Если ему не удастся обеспечить подвижки, то роль России в Минской группе ОБСЕ существенно уменьшится. Посмотрим, что в результате этого получит Армения. В ближайшие месяцы цена каждого слова по поводу урегулирования проблемы Нагорного Карабаха настолько возрастет, что Сержу Саргсяну понадобятся 100-процентно надежные люди. Пожалуй, в том числе и этим обусловлены ожидающиеся перемены в сфере телерадиовещания. Это доказывает, что Серж Саргсян идет на кабинетные, предполагающие интриги решения, чтобы продолжить традицию преподнесения народу лжи. Но у лжи ноги коротки, вопросы так не решают.
— В качестве выхода из этой ситуации считаете ли Вы возможными отставку президента или хотя бы роспуск парламента?
— Нужны серьезные, радикальные решения. Косметическими изменениями в нашей стране ничего нельзя изменить. Самым безопасным решением для Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики является проведение новых, свободных, справедливых, прозрачных президентских выборов. Осуществляемая этой политической командой внешняя политика в течение 12 лет дважды терпела фиаско. Они уже забыли о своем предвыборном обещании – независимый Карабах на территории площадью 8 тысяч кв.километров. Более того, сейчас они идут на Мадридские или обновленные Мадридские принципы, которые определяют судьбу Карабаха. Если Кочаряну каким-то образом удалось затянуть решение проблемы на 10 лет, то у Сержа Саргсяна такого ресурса уже нет. Для Армении и армянского народа это судьбоносный момент со столь же судьбоносными проблемами армяно-турецких отношений и Нагорного Карабаха. Подобных проблем за последние 100 лет не было. Армянский народ должен быть участником процесса их решения, а форма участия – наличие легитимного президента и легитимной власти. Непонимание этих простых вещей или нежелание идти на такие шаги однозначно является предательством.
— Считаете ли Вы вероятным назначение Роберта Кочаряна на пост премьер-министра?
— Такой сценарий может быть осуществлен, но это еще больше углубит кризис действующей власти и сделает ее уход более жестким и опасным. Я думаю, власти осознают эти элементарные вещи и не пойдут на подобные шаги, в противном случае это будет означать, что они бросают перчатку не только собственному народу, что уже сделано, но и международному сообществу. Они это бремя не выдержат, начнут работать совсем другие механизмы. Возвращение Кочаряна в политику я не считаю возможным.