Какая судьба ждет памятники Техута?
На территории «Гаракотуки охер» археологи раскопали 2 давильни с хорошо сохранившимися 7-ю карасами и 12-ю склепами
Старший научный сотрудник Института археологии и этнографии, кандидат исторических наук Сурен Гобосян во время раскопок
18 памятников различных исторических и культурных периодов Армении оказались на территории будущего месторождения, уступив свое место и
значение горнодобывающей промышленности.
Решением правительства Республики Армения два года назад на территориях, сопредельных с селами Техут и Шнох на севере Армении, компании Armenian Copper Programm (ACP) в целях добычи руды были выделены земельные участки. Еще в 2001-ом году компания в результате тендера получила лицензию на эксплуатацию месторождения сроком на 25 лет. Согласно разработанной руководством компании программе, предусматривается вырубить 375 га леса с тем, чтобы указанная частная компания имела возможность ежегодно экспортировать на международный рынок 7 млн тонн руды с богатого медью и молибденом месторождения, тем самым способствуя также развитию экономики Армении. Разрешив частной компании эксплуатировать Техутское месторождение, правительство провозгласило программу «Эксплуатация Техутского медно-молибденового месторождения» приоритетной. Люди, которые выступают против этой программы, объединились в Группу защиты Техута, сформированную из десятков общественных организаций. Они неоднократно заявляли, что провозглашенный правительством приоритетный интерес – не что иное, как интерес частной компании, и правительство Армении ради экономической выгоды согласилось уничтожить отличающийся биоразнообразием лес и переместить памятники.
Полученное от правительства разрешение на освоение месторождения предусматривает изучение расположенных на данной территории памятников, а также определяет их дальнейшую судьбу до начала активных работ по добыче руды.
Приказом министра культуры РА номер 416-Ա от 14 июля 2008 г. утверждена «Программа мероприятий по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, находящихся на необходимой для эксплуатации Техутского месторождения территории». В соответствии с этой программой с августа 2008 года на территории месторождения начались раскопки. Правительство РА в лице Министерства культуры и компания ACP заявляют, что ни один памятник не будет уничтожен.
Богатство Техута
Техут красив не только своим ярусообразно вырубающимся густым и богатым лесом. В ходе начавшихся здесь по решению правительства и по заказу горнодобытчика раскопок были обнаружены могильники и памятники. Группа из 12 памятников включена в государственный реестр недвижимых исторических и культурных памятников Лорийской области РА, остальные шесть обнаруженных недавно памятников, которые пока не включены в госреестр памятников, по закону подлежат охране. Специалисты не исключают, что в ходе раскопок будут найдены новые памятники. На территории будущего месторождения, на расстоянии нескольких десятков метров, находятся исторические и культурные памятники – склепы различных периодов, давильни с многочисленными карасами и другими предметами. Раскопки ведутся на четырех различных участках Техута. Руководитель экспедиции, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сурен Гобосян рассказывает, что археологи раскопали здесь небольшую часовню Бовери хеч. «Бовери хеч — название местности и переводится с местного диалекте как обработка металла»,- говорит Сурен Гобосян, отмечая, что в археологическом отношении эта территория пока не изучена. «Сооружение, по всей видимости, относится к 16-17 вв., однако раскопки показывают, что возможен и более ранний период. Об этом свидетельствуют некоторые найденные предметы». Гобосян отмечает, что в результате раскопок станет ясно, какие культурные ценности характеризуют территорию Техута, кто здесь жил, чем занимались эти люди.
Будет перемещена только одна церковь
По словам начальника Агентства по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РА Артема Григоряна, часовня Бовери хеч будет перемещена, поскольку находится как раз на территории хвостохранилища. Остальные недвижимые памятники не будут перенесены и останутся на территории месторождения. Вот что говорит Гобосян о перемещении церкви: «Бессмысленно нумеровать каждый камень, переносить и строить заново. Можно построить по тому же проекту». Он имеет в виду то обстоятельство, что камни не обработаны, поскольку церковь несколько раз разрушалась, и камни потрескались. «Эти «заплаты» очень заметны. Их нумерация и дальнейшее строительство ничего не дадут»,- утверждает Артем Гобосян.
Старший научный сотрудник Лорийской областной службы охраны исторической среды Грачик Марукян тоже считает, что перемещать церковь не имеет смысла. Все стены, кроме угловых, над дверным и оконными проемами, а также арки и пилястры, возведены из тесаного камня. Остальные стены, составляющие 60 процентов сооружения, построены из нетесаного и полутесаного мелкого щебня, который практически невозможно будет пронумеровать и в точности уложить после перемещения церкви. «Если даже перемещение будет обеспечено, все равно, церковь утратит свою ценность, поскольку ее музейная ценность обусловлена также местностью»,- говорит Марукян.
По словам археолога Гобосяна, не сохранятся и склепы, обнаруженные чуть выше церкви. Он с болью замечает, что они, в конце концов, останутся под хвостохранилищем.
В ACP обещали сохранить все памятники на территории рудника
Обещание является требованием закона Республики Армения. Закон РА «Об охране и использовании недвижимых памятников истории, культуры и исторической среды» устанавливает: памятники подлежат охране, и любое иное действие, нарушающее вид памятника и ставящее под угрозу его существование, запрещено. Закон разрешает использовать памятники исключительно по их назначению. Согласно этому же закону, использование памятников в экономических и иных целях разрешается, если такое использование соответствует характеру памятника, не наносит вреда его научной и художественной ценности. Закон также разрешает проводить строительные работы на территории памятников в том случае, если они не угрожают существованию памятников.
Ст.22 закона гласит: «Если указанные работы – строительные, сельскохозяйственные и иные могут поставить под угрозу сохранность и безопасность находящихся на данной территории памятников, то за счет средств заказчика работ предварительно осуществляются мероприятия, обеспечивающие сохранность и безаварийность памятников».
Правительство РА также установило определенные ограничения. Принятым еще в 2002 г. решением «Об утверждении порядка государственного учета, изучения, охраны, укрепления, реставрации, восстановления и использования недвижимых памятников истории и культуры» на занимаемой памятником территории запрещается проведение строительных, сельскохозяйственных и иных работ, не соответствующих целевому использованию памятника, а также экономическая и производственная деятельность. «На данной территории могут осуществляться только работы по изучению, охране, музеефикации и организации показа памятника, а также восстановительные и реставрационные работы, способствующие целевому использованию памятника»,- указано в решении. Исходя из всего этого, правительство РА обязало горнодобытчика не наносить своей деятельностью ущерб памятникам и реализовать программу мероприятий по их сохранности. АСР разработала перечень мероприятий по изучению памятников, а также в дальнейшем перемещению некоторых из них. Согласно предоставленной компанией информации, на территории площадью 24.9 га будут проведены раскопки и работы по изучению памятников. Директор компании Гагик Арзуманян уверяет, что компания будет руководствоваться законом, ни один памятник не окажется под угрозой. «Все действия должны согласовываться с государственным полномочным органом по охране памятников, то есть Министерством культуры»,- комментирует начальник Агентства по истории и культуре Министерства культуры РА Артем Григорян. На выделенной компании АСР территории, помимо Бовери хеча, имеется 17 групп памятников, которые останутся в промышленной зоне. Идущие здесь полным ходом строительные работы и добыча руды, по словам А.Григоряна и руководителей компании, не приведут к уничтожению памятников. «В случае обнаружения нового памятника он тоже будет признан подлежащим охране объектом»,- уверяет Артем Григорян. «Если бы не давление со стороны участников экологического движения, мы бы не стали изучать памятники»,- говорит исполнительный директор компании Арзуманян. Он считает, что памятники не будут мешать их работам, а они – существованию памятников.
По мнению специалиста, обещания компании невыполнимы. «Каким образом? – спрашивает старший научный сотрудник Лорийской областной службы охраны исторической среды Грачик Марукян. – Если горнодобывающая промышленность должна охватить широкую территорию, то охранять памятники будет невозможно, поскольку территория богата ими. Это похоже на игру в «класс» – прыгая, эксплуатировать месторождение». Научный сотрудник считает, что лопата рабочего на каждом шагу будет наносить вред уже обнаруженным и пока еще не выявленным памятникам. Марукян вспомнил 2008-й год, когда в ходе строительства дороги компания повредила могильники и кладбища «Дзоригех», «Фирми баг», «Пиджут», «Харатаноц», «Бргадзор», «Хосанц гомер», местность «Гапур», где в древности существовало поселение, а таже святыню и место паломничества Шину хеч. Уроженец Шнуха, кандидат исторических наук, профессор Варшам Аветян, который является автором ряда статей о памятниках Техута, не согласен с мнением о том, что в случае превращения территории в горно-промышленную зону памятники сохранятся. «Если даже захотят сохранить, не смогут. Как можно сохранить памятники, которые находятся на территории строительства канала? Не будут же они прокладывать канал зигзагообразно, если на каждом шагу будут наталкиваться на памятники. И им придется либо прекратить эксплуатацию месторождения, либо уничтожить памятники»,- утверждает 85-летний ученый. По словам В.Аветяна, благодаря перемещению памятники будут спасены лишь физически: «В этом случае мы потеряем историческое значение памятника, что характеризует эту территорию».
Законодательство РА разрешает перемещение памятников только в исключительных случаях, которые определяет правительство. «Как можно перемещать церковь, склепы,- говорит профессор Аветян. – Вы представляете, что будет, если переместить египетские пирамиды. Это невозможно и смешно».
По данным А.Григоряна, до 2011 года предусматривается завершить изучение памятников Техута и работы по уточнению их судьбы. Компания АСР планирует построить на участке месторождения музей предметов, найденных при раскопках.
Профессор Варшам Аветян недоумевает: «Если задача государства состояла в получении прибыли, оно могло, сохранив все памятники, начать развивать туризм и получать прибыль». Следует отметить, что в октябре 2009 г. правительство РА провозгласило северный район Лори, где находится Техут, районом развития туризма под названием «Северные ворота».
Расследование проведено при содействиии датской Ассоцаиции расследующей журналистики (Scoop)