Почему «старая гвардия» отступила
«Выпьем за будущее!» – этот тост председатель Национально-демократического союза Вазген Манукян произнес 6 февраля 2008 года в гостинице «Ани» («Аравот», 07.02.2008, «Выпьем за будущее»). В тот день кандидат в президенты Армении Вазген Манукян заявил, что «старая гвардия» – Национально-демократический союз, Партия национал-демократов, союз «Конситуционное право» (во главе с Грантом Хачатряном), партии «Национальное государство» и «Союз национального единства», независимо от результатов президентских выборов 19 февраля 2008 г., в течение ближайшего года образуют новое объединение с национально-демократической идеологией. Выступая в тот день, Вазген Манукян предложил с честью и гордостью закрыть 20-летнюю страницу истории Армении, открытую после карабхской войны. Он также отметил, что достижений много – создание независимого государства, победа в войне, фактическое освобождение и независимость Арцаха, формирование в Армении зачатков демократии. Вспомнил и о трудностях и утратах: «Группа людей, взяв в свои руки всю политическую власть и контроль над экономикой, оказавшись вне конкуренции, решает будущее нашй страны, наше будущее, будущее наших последующих поколений». И далее: «Мы видим будущее, и мы нацелены на будущее». Сегодня можно только предполагать, какое будущее видел г-н Манукян, на какое будущее он был нацелен и за какое будущее поднял тост, если вчера он отказался отвечать на вопросы о своей инициативе 2008 г. «Мне не интересен ни этот вопрос, ни ответ на него»,- заявил лидер НДС.
«Вазген сказал очень умную вещь. Это был большой идейный вклад, но в сегодняшней духовной ситуации пока рано об этом говорить. Возможно, в тот момент для Вазгена это был политический трюк, но в то же время я считаю, что он был предан этим идеям»,- сказал в беседе с нами руководитель партии «Национальное государство» Самвел Шагинян. Затем он с болью отметил, что»эта умная вещь» была прекращена, объясненив это довольно оригинально: «Все мы стареем, и я в том числе. Это должно сделать молодое поколение, но у них все ложное. Я не верю в сегодняшние патриотические национальные движения. То, о чем говорил Вазген, давнишняя мечта, которая может быть реализована в более интеллектуальном варианте. Сейчас нашему народу больше нужны мысли и идеи, чем деньги и развитие. Речь идет о реальных идеях, а не о том, что сделали евреи. Нет, это для слабых наций. Мы – духовная нация, мы многое потеряли, мы верим в Бога. Нам нужно выразить любовь, которую армянский народ питает к Туманяну, Нарекаци, Мецаренцу и другим авторам. И благодаря этой любви мы завоюем мир. Я уверен, что это будет более мощное оружие, чем различного рода мировые синдикаты. Сегодня мир нуждается в любви».
В любом случае, утверждает г-н Шагинян, прозвучавшие в тот день некоторые идеи сегодня частично используют премьер-министр и президент. «Взять хотя бы поездки президента по различным странам. Он реально осуществляет наше желание решить национальные проблемы на международном уровне. Сегодня маленькая Армения перевернула Турцию с ног на голову. Вы знаете, что я не в восторге от Сержа Саргсяна, но он проводит правильную и сильную политику. Я готов подписаться под всеми его внешнеполитическими шагами. Во внутренних отношениях у него вообще нет шансов, это в руках олигархов».
Самвел Шагинян также отметил, что президент осуществляет эти шаги, находясь «меж двух огней»: «С одной стороны на него давит Левон (первый президент РА Л.Тер-Петросян. – ред.), с другой – Роберт (второй президент РА Р.Кочарян. – ред.). Если бы каждый выполнял свои обещания, то мы бы добились очень хороших результатов». Говоря о Тер-Петросяне, наш собеседник выразил уверенность, что он может вывести против Сержа Саргсяна движущую силу общества – 30 процентов. Что касается Роберта Кочаряна, то его Самвел Шагинян считает самым влиятельным армянским олигархом в сфере энергетики.