Президент FIDH Суер Беласен встретилась вчера с родственниками жертв событий 1 марта 2008 г. и политзаключенных
6-10 ареля в Ереване будет проходить 37-я конференция Международной Федерации прав человека (FIDH). С целью участия в конференции в Ереван прибыли правозащитники из 140 стран мира. Об этом вчера сообщила президент FIDH Суэр Беласен на встрече с родными десяти жертв событий 1 марта 2008 г. Вчерашний день, судя по всему, был для г-жи Беласен очень насыщенным и напряженным. Председатель FIDH по своей инициативе встретилась с родными как жертв мартовских событий, так и бывших и нынешних политзаключенных. Пока проходила эта встреча, оказывающие содействие родными жертв активисты оппозиции, держа в руках портреты десяти погибших, организовали шествие к офису Института гражданского общества (именно там проходили встречи с президентом FIDH), где организовали акцию в знак протеста против нераскрытия убийств, совершенных в марте 2008 г. Как сообщает официальный сайт правозащитной организации «Институт гражданского общества», в ходе встречи родственники погибших рассказали подробности мартовской трагедии, отметив, что их сыновья погибли не в результате столкновения. Они участвовали в мирном митинге и погибли от выстрелов в мирных условиях, в центре своего города. Отец Армена Фарманяна, Вачаган Фарманян, сказал, что хотя после кровавых событий прошло два года, однако убийства до сих пор не раскрыты: «Прокуратура, правоохранительные органы ничего не делают, наоборот, они хотят закрыть страницу «1 марта». У моего сына не было ни оружия, ни лома, ни бензина. Неужели мирного демонстранта убивают?»
Отец Самвела Арутюняна рассказал, что нашел сына в больнице через три дня после событий 1 марта. А через 41 день Самвел умер. «Согласно христианской традиции сегодня День поминовения мертвых, и мы должны были отправиться на кладбище, но пришли сюда с верой в то, что вы поможете решить этот вопрос»,- сказал отец Самвела Арутюняна.
Мать военнослужащего Тиграна Абгарян со слезами на глазах рассказывала Суер Беласен: «Моему сыну было 18 лет, он служил в войсках полиции. 40 дней он был без сознания, 19 лет ему исполнилось в больнице. Если бы мой сын погиб на границе или на поле боя, я бы считала, что отдала его родине. Я отправила его защищать родину. Кто убил моего солдата? Моего сына убили в центре города, на улице Лео, где не было митингующих. Как случилось, что мой сын погиб? Кто выстрелил в 18-летнего солдата?»
Мать другой жертвы, Давида Петросяна, как и остальные участники встречи, выразила уверенность, что ее сын погиб не в результате столкновения – «в тот день в городе были войска, вооруженные полицейские».
В ходе этой встречи Суер Беласен заявила, что она тоже мать и бабушка и понимает горе родственников погибших, которое не сможет смягчить, но может помочь им добиться справедливости, правды, раскрытия дела. «Поверьте, мы приехали сюда не для того, чтобы пожимать кое-кому руки. Мы приехали открыто заявить об этих важных вопросах и потребовать восстановления справедливости. Мы работаем ради тех, кто погиб, защищая собственное достоинство. Я официально обещаю, что подниму волнующие вас вопросы во всех доступных мне высоких инстанциях. Весь мир узнает от нас, что произошло с вашими сыновьями. Хотела бы официально сказать, что начиная с марта 2008 года эта тема всегда находилась и будет находиться в центре нашего внимания»,- подчеркнула г-жа Белансен. «Надеюсь, вы также понимаете, что мы приехали сюда не для того, чтобы пожимать руки высокопоставленным чиновникам, а для того, чтобы помочь правозащитникам и тем людям, которые стали жертвами несправедливости. Если мы приглашаем на форум высокопоставленных лиц, то для того, чтобы иметь возможность обращаться к ним напрямую. Все это делается ради свободы ваших мужей и сыновей. Неслучайно с нами приехали также генпрокурор Международного уголовного суда и многие другие правозащитники»,- заявила вчера на встрече с родственниками бывших и нынешних политзаключенных Суер Белансен. Вместе с представителем организации Антуаном Бернаром она попыталась рассеять сомнения родных политзаключенных относительно того, что представители FIDH приехали в Армению для того, чтобы легитимизировать действующий режим.
В отличие от встречи с родными жертв 1 марта встреча членов FIDH с родственниками политзаключенных прошла в напряженной атмосфере. Родные политзаключенных потребовали от Суер Беласен сразу после конференции выступить с заявлением о ситуации в сфере прав человека, не уезжая из Армении. «До своего приезда в Ереван мы заявили, что все политзаключенные должны быть немедленно освобождены, и наше заявление остается в силе»,- заверила г-жа Беласен, добавив, что оценки событиям 1 марта и их последствиям FIDH дала сразу после произошедшего, не избежав использования слова «политзаключенный». Кстати, родные политзаключенных пригласили представителей Международной Федерации по правам человека на сегодняшний митинг Армянского национального конгресса, а также предложили им побывать на автостоянках в областях страны, чтобы увидеть, как власти перекрывают все ведущие в Ереван автотрассы.