Два года назад во время обнародования своей предвыборной программы Серж Саргсян, цитируя Нерсеса Шнорали, заявил: «Единство – на первом месте, свобода – на втором, любовь — во всем»
В предвыборной программе президента Армении, которая была названа также программой реформ второго поколения, в качестве основной предпосылки осуществления реформ было указано единство. О том, почувствовало ли наше общество за эти два года единство, свободу и любовь, мы решили спросить в первую очередь рядовых граждан. Однако на наши вопросы люди отвечали неохотно. «Делать вам больше нечего, выяснять, какие обещания выполнены, а какие – нет» — вот основной ответ, который давали нам на улице. Наиболее информированные высказывались конкретно: «Мы знаем одно – все дорожает». «Главное, что не было войны, пусть ее не будет» – говорила другая группа граждан. Были и «довольные» ереванцы, утверждавшие, что «всем довольны». Кое-кто выразил недоумение: «А разве мы не объединены? Если начнется война, будем вместе сражаться». Нам встретились также специалисты армянского языка и литературы, которые отметили: «За эти два года мы слышали грамотные и положительные выступления действующего президента».
Напомним, что в предвыборной программе кандидата в президенты Сержа Саргсяна отмечалось, что проблема Арцаха буде находиться в эпицентре действий президента РА. Указывались принципы урегулирования вопроса: «Право народа Арцаха на самоопределение должно быть признано на международном уровне. Должны быть созданы условия для реализации этого права, обеспечена безопасность населения и границ НКР. Республика Армения и НКР должны иметь общую границу. Для каждого здравомыслящего человека очевидно, что любой более или менее сложный процесс, а тем более урегулирование конфликта невозможно осуществить сразу, в одночасье. Согласие между всеми сторонами карабахского конфликта должно включать в один пакет решения всех вопросов и те механизмы, которые призваны обеспечить эти решения. Нам необходимо построить нормальные отношения с соседними государствами. Мы готовы к установлению дипломатических отношений и открытию границ с Турцией, считая, что в основе этих шагов не могут лежать ни отказ от необходимости признания Геноцида армян, ни какие-либо предусловия, связанные с нагорно-карабахским конфликтом».
На сайте президента Армении рядом с предвыборной программой размещена таблица, на которой отмечены некоторые результаты выполнения его предвыборной программы. В частности, отмечено, что если в 2000 г. ВВП из расчета на душу населения составлял 320, то в 2012 г. он составит 1,688, среднемесячная зарплата в 2000 году составляла 22.706 драмов, в 2012 году составит 122.541 драм.
Вчера оценки двухлетнему сроку правления Сержа Саргсяна дали также политические деятели. Руководитель парламентской фракции «Оринац еркир» Эгине Бишарян заявила, что за эти два года внутриполитическая напряженность смягчилась, сегодня у нас больше успехов во внешней политике, чем за прошедшие 20 лет. А вот по мнению председателя правления партии «Наследие», депутата парламента Армена Мартиросяна, никаких позитивных сдвигов за эти два года не было.
В беседе с нами член политсовета партии «Республика» Сурен Суренянц сказал, что для того, чтобы давать оценки выполнению обещаний, двух лет мало. «В конце концов президент избирается сроком на пять лет, и его выбирают или выражают ему вотум доверия на весь срок действия полномочий. Тем не менее, если говорить о Серже Саргсяне, то следует констатировать, что во внешней политике определенные положительные изменения, на мой взгляд, произошли. В отличие от своего предшественника Серж Саргсян ведет политику так называемых открытых границ. Насколько он последователен, сказать не могу, поскольку ощутимых результатов пока нет. Вместе с тем дать аналогичную оценку его внутренней политике я не могу. Продолжает действовать унаследованная от Роберта Кочаряна порочная система, и если она сохранится и в будущем, то нет смысла ждать какого-либо рационального результата». На вопросы о том, доволен ли г-н Суренянц ситуацией в экономике, социальным положением народа, заметны ли изменения в указанных сферах за эти два года, он ответил: «Экономическая политика не отличается от той политики в этой сфере, которую проводил предыдущий президент. Мы опять имеем дело с закрытой олигархической системой, а говорить о благополучии граждан или социальной справедливости в условиях действия этой системы невозможно». Отвечая на вопрос, выполнил ли президент за два года свое предвыборное обещание руководствоваться во всем любовью и почувствовало ли эту любовь общество, Сурен Суренянц сказал: «Важно, чтобы рядовые граждане чувствовали перемены, то есть чувствовали, что власть действует ради них. Пока я никаких ощутимых сдвигов во внутренних отношениях не заметил. Что касается внешней политики, то это очень тонкая сфера, и граждане непосредственно не чувствуют ее последствий».