Эпизоды вчерашних слушаний по законопроекту о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РА, организованных постоянной парламентской комиссией по государственно-правовым вопросам
Артюша Шахбазян (зампредседателя комиссии по государственно-правовым вопросам Национального Собрания РА): «Заказчик может дать деньги и сказать: иди и ругайся, потом заплатишь. То есть в данном случае деньги не решают проблему».
Арцвик Минасян (депутат фракции АРФ Дашнакцутюн): «То, что эта сфера полностью декриминализируется, может привести к отрицательным последствиям. Если лицо один раз наносит оскорбление и подвергается штрафу, то это не исключает проявления с его стороны аналогичного поведения во второй и в третий раз. Тем самым мы фактически не пытаемся устранить подобное поведение, а просто привлекаем человека к денежной ответственности, которая в нашей действительности особого значения не имеет, более того, не играет предотвращающей или устраняющей роли».
Борис Навасардян (председатель Ереванского пресс-клуба): «В законопроекте мало четких механизмов, связанных с применением. Здесь мы видим в основном принципы. Скажем, говорится: «Размер суммы устанавливает суд, учитывая особенности конкретного дела». Как учитывает, по каким принципам, с помощью каких принципов вводится это разграничение? Когда прецедентное право либо вообще не применяется, либо действует очень плохо, как это имеет место в Армении, то в этих случаях механизмы и конкретика просто необходимы. В противном случае я соглашусь с теми коллегами, которые выражают сомнение относительно будущего применения судами этого законами».
Ашот Меликян (председатель Комитета защиты свободы слова): «Размеры штрафов следует уменьшить, они должны быть соразмерны реальному финансово-экономическому уровню СМИ. А у наших СМИ нет мощной экономической базы, чтобы они могли платить такие суммы».
Степа Сафарян (руководитель парламентской фракции «Наследие»): «Из находящихся под контролем средств массовой информации люди получают стерильную информацию и не хотят считать ее достоверной. После того, как они прибавляют к этому нарушения прав человека, у них появляется желание отомстить этой самой власти и чиновнику. Тем самым формируется общественный спрос. Заставить людей меньше клеветать или оскорблять следует не с помощью судов».
Левон Барсегян (председатель клуба журналистов «Аспарез»): «Поскольку в наших судах правосудие пока не отправляется, то есть опасение, что эти изменения, к сожалению, будут использованы против нежелательных СМИ».
Корюн Наапетян (депутат парламентской фракции Республиканской партии Армении): «В Европе сегодня наблюдаются определенные тенденции к декриминализации этих поступков. Но, скажем, из 56 государств-членов ОБСЕ декриминализировали лишь 7. Крупные государства СЕ тоже пока сохраняют в своих уголовных кодексах уголовную ответственность за оскорбление и клевету. Другое дело, что в плане применения закона суды проявляют более сдержанный подход».
Ованнес Саакян (соавтор законодательного пакета): «Со стороны моих коллег прозвучало мнение о том, что необходимо оставить и в Уголовном, и в Гражданском кодексе. Если мы пойдем по этому пути, то идея, которую мы пытались положить в основу данного проекта, в целом потеряется. Вся цель в том, чтобы мы декриминализировали. Хотя жизнь и факты иногда доказывают, что этих мягких видов наказания или штрафов иногда недостаточно, чтобы люди и в своей клевете, и в своих оскорблениях проявляли больше корректности».
P.S. В своем выступлении во время слушаний корреспондент газеты «Чоррорд ишханутюн» Гоар Везирян сообщила, что последнее заявление Роберта Кочаряна СМИ обнародовали не полностью, поскольку оно не соответствовало критериям Национальной комиссии по телевидению и радио относительно передач, содержащих эротические эпизоды, ужас и явное насилие, а также оказывающих негативное воздействие на здоровье, умственное, физическое развитие и воспитание несовершеннолетних. «Это не шутка, это уточненное сведение»,- отметила Г.Везирян.