заявил о выступлении Сержа Саргсяна у могилы Вудро Вильсона в кафедральном соборе Вашингтона член Бюро АРФ Дашнакцутюн Левон Мкртчян
— Согласно газете » Sabah», во время встречи в Вашингтоне Саргсян-Эрдоган стороны пришли к единому мнению относительно необходимости ускорить претворение в жизнь армяно-турецких протоколов и отметили, что министры двух стран будут продолжать работать в этом направлении. Достоверна ли эта утечка турецкой прессы?
— Думаю, будет правильнее дождаться официальной информации. А пока нельзя верить каким-либо аналитическим публикациям или сведениям о результатах. Но фактом является то, что при посещении могилы Вудро Вильсона президент Армении Серж Саргсян выступил с беспрецедентной речью. Как историк я сам всегда мечтал, чтобы президент нашей страны посетил могилу Вильсона и выступил там, поскольку для армянского народа Вильсон является той уникальной личностью, которая действительно осознала нравственное значение наших требований, размеры общечеловеческой трагедии и сумела по мере своих сил сделать все, чтобы компенсация получила значение международного движения. В этом смысле мы полностью одобряем выступление президента Армении и высказанные им оценки. За прошедшие 1,5 года турецкая пропагандистская машина пыталась настроить друг против друга две части нашей нации. В определенной степени это удалось, что вызвало некоторую озабоченность в армянском обществе. В выступлении президента была внесена ясность и в этот вопрос.
— В речи Сержа Саргсяна в вашингтонском кафедральном соборе содержалась следующая информация: «Я встретился с премьер-министром Турции. Наша позиция была и остается очень четкой: Турция не может говорить с Арменией и армянством языком предусловий. Мы этого просто не позволим. Мы не собираемся делать факт Геноцида предметом изучения в каком-либо формате или делать вид, будто верим, что Турция может играть положительную роль в переговорном процессе по урегулированию проблемы Карабаха». Разве эти утверждения не являются свидетельством того, что именно эти проблемы рассматривались в ходе встречи?
— Конечно, можно строить предположения. Но как представитель партии, деятельность которой составляет часть политики, отмечу, что есть не только высказывания из этого выступления, но и послание президента РА, которое имеет законодательное значение и в котором приведены эти же принципы. Есть также известное решение Конституционного суда РА, в котором закреплены эти же принципы. И президент Армении в очередной раз дал четкий и, на мой взгляд, однозначно положительный ответ, который вносит конкретику в поле переговоров. Я глубоко убежден, что после этого выступления и высказываний Эрдогана, которые всегда были диаметрально противоположны, между двумя странами ожидается серьезный разговор. Есть еще один положительный момент: этот вопрос уже нельзя будет использовать в тактических целях. И вопрос Геноцида, и проблема Арцаха, и вопросы, связанные с территориями (вокруг Нагорного Карабаха. – ред.) уже не могут быть использованы какой-либо страной в тактических целях для получения тех или иных преимуществ.
— Кстати, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, выступая в вашингтонском университете Джорджа Мейсона заявил: «Мы отвергаем обвинения, связанные с событиями 1915 года, и отвергаем односторонние решения парламентов. Мы считаем, что историю должны изучать и оценивать историки, а не парламенты». Не являются ли эти категоричные заявления косвенным свидетельством того, что в ходе встречи была высказана определенная критика?
— Однозначно можно утверждать, что стороны уточняют свои позиции, а они в этих вопросах диаметрально противоположны. Это факт. Если президент Армении говорит одно, а премьер Турции делает диаметрально противоположное заявление, то это означает, что стороны придерживаются различных позиций. Следовательно сейчас есть два пути: либо попытаться без предусловий установить дипломатические отношения, решить вопрос границы и пойти на этот тяжелый разговор, либо считать, что протоколы провалились. Именно это является для меня основным мессиджем.
P.S. В ходе визита в США Серж Саргсян встретился 12 апреля с членами Армянского Национального Комитета Америки. Как сообщает пресс-служба президента РА, «обсуждались вопросы сохранения армянской идентичности, отношений Родина-Диаспора и роли структур Диаспоры в деле укрепления этих отношений».