В апреле 2009 года Армения оплатила свою долю ($100 тыс.) в уставном капитале Евразийского банка развития (ЕАБР), и тем самим стала полноправным участником банка. Когда ЕАБР “приземлится” в Армении, когда откроется офис вашего (или- нашего тоже) банка в Ереване?
Для «приземления» в Армении, а главное для «прорастания» ЕАБР в экономику Вашей страны остался последний решающий шаг – подписание между Банком и Правительством Республики Армения Соглашения о пребывании банка на территории Республики. Надеемся, что оно состоится уже 27 апреля. В этот же день мы официально откроем представительство ЕАБР в Ереване.
Кроме Казахстана и России — создателей ЕАБР, какие еще страны входят в состав ЕАБР, и каков ваш прогноз — какая страна будет следующим участником банка?
На сегодня государствами–участниками ЕАБР также являются Республика Армения и Республика Таджикистан. Следующим полноправным участником банка должна стать Республика Беларусь.
Каждая страна — участник, имеет разные доли в уставном капитале банка, какой у Армении, мы знаем, а какой он у других стран?
Самые крупные взносы в уставной капитал Банка у его учредителей – у России — 1 млрд. долларов, у Казахстана — 500 млн. долларов. Отмечу, что вступление в банк новых государств-участников мы не рассматриваем как способ увеличения капитала. Банк достаточно капитализирован и имеет возможность привлекать на рынках капитала миллиарды долларов США, российских рублей и казахстанских тенге. Причину и следствие вступления новых членов в наш банк мы видим в том, что именно таким образом может быть обеспечен доступ компаний государств-участников к долгосрочным инвестиционным ресурсам, которые аккумулированы в ЕАБР и могут быть направлены на развитие и модернизацию национальных экономик, на углубление их интеграции с другими участниками банка. То есть мы имеем уникальную ситуацию – банк не просит денег у новых участников, а наоборот, предлагает им значительные средства.
ЕАБР функционирует уже 4-ый год, вы — как создатель и руководитель банка, как оцениваете успешность работы банка? Все ли цели, поставленные перед вами за этот период, достигнуты?
Думаю, наша «результативность» имеет нескольких измерений. Во-первых, важно, насколько результаты нашей работы соответствуют достижению тех стратегических целей, которые были поставлены нами на первый четырехлетний период деятельности до 2010 года. За короткое время, по меркам международных финансовых организаций, мы развернули активную инвестиционную деятельность. В настоящее время банк рассматривает проекты на общую сумму около 16,0 млрд. долл. США с объёмом участия Банка 2,7 млрд. долл. США. Мы финансируем проекты, направленные на обеспечение устойчивого экономического развития государств-участников, обладающие мощным мультипликативным эффектом и значительным интеграционным потенциалом. Потенциал генерации взаимных торговых потоков по реализуемым Банком проектам достигает 461,5 млн. долларов в год, рост взаимных инвестиций — 300 млн. долларов.
ЕАБР в состоянии привлекать на рынках капитала — как международных, так национальных — финансовые ресурсы в объемах, необходимых ему для продолжения и развития инвестиционной деятельности. Только в 2009 году мы успешно провели международный выпуск еврооблигаций, а также разместили в России и Казахстане облигации, номинированных в рублях и тенге, на сумму около 800 млн. долларов США
Кроме того, идет процесс укрепления роли ЕАБР на евразийском пространстве как международного банка развития. Это подтверждается увеличением числа участников банка, а значит и расширением географии деятельности и операций банка.
Это если говорить о первоочередных результатах. С другой же стороны, результативность нашей работы может быть оценена и с точки зрения эффективности. Например, с момента создания Банк демонстрирует положительные показатели на всех главных направлениях деятельности. Даже в условиях глобального финансового кризиса благодаря адекватным и своевременным мерам нам удалось полностью избежать потерь средств наших акционеров.
И наконец, в-третьих, приятно констатировать рост доверия к банку со стороны крупнейших интеграционных объединений. В частности, в июне 2009 года государства-участники ЕврАзЭС наделили ЕАБР функциями Управляющего средствами созданного Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Это накладывает дополнительную ответственность на банк, но одновременно является зримым проявлением доверия к банку как к действенному инвестиционному механизму, который в нелегких условиях способен эффективно работать на благо государств-членов Сообщества и защищать их коллективные интересы.
ЕАБР, по вашим словам, это международная финансовая организация, нацеленная на содействие развитию рыночной экономики государств-участников, их устойчивому экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей. Какие конкретные планы, проекты у вас на счет Армении? Каким образом ЕАБР будет содействовать развитию рыночной экономики нашей страны?
С момента вступления Армении в состав участников банка в апреле 2009 года ЕАБР ведет работу по рассмотрению инвестиционных проектов на территории республики. Сейчас мы работаем по проектам в энергетической сфере, в первую очередь – в электроэнергетике, занимаемся транспортной инфраструктурой, рассматриваем проекты по добыче и переработке полезных ископаемых (в частности, полиметаллических руд), в черной и цветной металлургии, есть интересные проекты в агропромышленном комплексе Армении. Имеются планы по открытию финансирования армянских банков на цели кредитования малого и среднего бизнеса и торговых операций.
Как и кем подтверждаются инвестиционные программы, которые Банк собирается реализовать в Армении?
Любые проекты, которые финансирует ЕАБР, утверждаются правлением банка на основании решения кредитного комитета. В некоторых случаях – если сумма кредита превышает 100 млн. долларов США или проект реализуется на территории стран, не входящих в состав банка — требуется одобрение Совета Банка.
При отборе проектов мы очень активно контактируем с государственными органами стран-участниц, национальными институтами развития.
В Армении мы в первую очередь взаимодействуем с Министерством энергетики и природных ресурсов, руководители которого – министр Армен Хикарович Мовсисян и заместитель министра Иосиф Георгиевич Исаян — назначены представителями от Республики Армения в Совете Банка и принимают очень активное участие в деятельности банка на территории Армении.
Конечно, при принятии решения о предоставлении кредита мы обязательно учитываем то, насколько проект является приоритетным для страны. Например, если рассматриваемый нами проекта включен в ту или иную национальную программу, это является для нас очень важным фактором в пользу его одобрения.
С какими из действующих ныне в Армении банков ЕАБР собирается сотрудничать?
Мы обсуждаем сотрудничество с «Армбизнесбанком». Тесные контакты установлены также с банком «Америа». Наши специалисты провели комплексный анализ их финансового состояния, качества менеджмента и корпоративных процедур, системы управления рисками, состояния клиентской базы. Для этого группа наших специалистов более недели провела непосредственно в Армении.
Хочу отметить, что результаты этой работы оказались позитивными. Наши специалисты высоко оценили профессионализм наших коллег. Уверен, что проделанная работа принесет результаты и для армянских банкиров и для их клиентов.
Кроме вышеперечисленных банков, мы, безусловно, планируем развивать отношения и с другими финансовым институтами Армении, этот процесс будет идти поэтапно.
Какой портфель проектов банка на сегодня? И во скольких проектах сейчас вы участвуете? Есть ли какой-либо определенный профиль проектов, которые вы выбираете для участия?
Общий объем утвержденных проектов на территории государств-участников банка составляет 1,95 млрд. долл. США. На разных стадиях рассмотрения сейчас в банке находятся 36 инвестиционных проектов. В их числе – проекты, предложенные нам на рассмотрения армянской стороной. В целом, если говорить об отраслевом распределении нашего инвестиционного портфеля, то в промышленных секторах рассматривается 48,3% от общей суммы проектов, в энергетике — 12,7%, на транспорт и транспортную инфраструктуру приходится 17,2%, добычу ископаемых (кроме углеводородов) – 9,2%, агропромышленность – 1,3%, телекоммуникации – 3,0%, финансовый сектор – 8,3%.
В части отбора проектов мы стараемся быть максимально гибкими. Главное, чтобы проект был экономически состоятельным, нес интеграционные эффекты для государств-участников ЕАБР и способствовал развитию, модернизации и повышению конкурентоспособности национальных экономик государств-участников банка.
Исходя из этих принципов мы финансируем проекты в электроэнергетике – строительство и модернизация генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры в России и Казахстане, в машиностроении и авиастроении, лесопереработке, строительстве портовых терминалов, разработку месторождений урановых руд, создание мощностей по переработке попутного нефтяного газа в Казахстане и создание инфраструктуры для использования природного газа в России, закупку в Казахстане зерна для поставок в Россию, приобретение в Беларуси самосвалов БеЛАЗ для российских компаний и другие проекты.
Как вы оцениваете риск инвестирования проектов в условии всемирного кризиса в таких странах, как Армения. Я имею в виду экономическое развитие страны-долги, инфляция, экономический спад…
Давайте не будем драматизировать ситуацию. Риски будут всегда. Просто их надо понимать, учитывать и на этой основе принимать верные инвестиционные решения.
В армянском обществе давно есть опасения на счет того, что мы и так уже все в долгах, мы брали много разных кредитов у Всемирного банка, а теперь еще и у вас будем брать кредиты? Плюс к этому есть другое опасение — почти все кредиты от ВБ даны Армении при каких либо условиях, типа — “сделаете это, дадим сколько то денег”, и не всегда эти условия принимаются в обществе однозначно.
ЕАБР предоставляет финансирование не государству, а конкретным компаниям и предприятиям. При этом мы готовы работать, и работаем, без государственных гарантий. Мы финансируем экономически состоятельные проекты. Это значит, что наш заемщик должен сам погашать кредит из прибыли от реализации проекта, который мы финансируем. То есть наше финансирование не создает дополнительную долговую нагрузку на бюджет страны. Наоборот, после начала работы построенного на наши кредиты предприятия растет производство промышленной продукции, то есть увеличивается ВВП республики, появляются новые рабочие места, растет объем налоговых поступлений в бюджет. И таким образом наши кредиты только улучшают общую экономическую ситуацию в экономике.
При этом ЕАБР выдает несвязанные кредиты – то есть мы не обуславливаем их предоставление какими-то специальными требованиями. Если проект соответствует миссии и стратегии банка, если мы имеем достаточные гарантии возврата наших кредитов и если наш заемщик выполняет стандартные требования банка – мы готовы финансировать такой проект без дополнительных условий.