Общественный совет по внешней политике и безопасности Нагорно-Карабахской Республики на днях обратился к армянским организациям Диаспоры с призывом инициировать процесс признания НКР на международном уровне. Некоторые разъяснения по этому поводу дал в беседе с корреспондентом «Аравота» координатор совета, бывший министр иностранных дел НКР Масис Маилян
— Чем было обусловлено то обстоятельство, что вы именно сейчас решили обратиться к зарубежным армянским организациям с призывом начать процесс признания НКР? Почему нельзя было сделать это раньше?
— Обратиться к армянским организациям Диаспоры, наверное, можно было и раньше. Более активно этим вопросом должны были заниматься власти Нагорного Карабаха и Республики Армения. Пассивность властей Армении в вопросе признания НКР была обусловлена урегулированием наших отношений с Азербайджаном под эгидой Минской группы ОБСЕ и посредством переговоров. Сейчас, когда предложения Минской группы противоречат интересам Арцаха и Армении, когда имеются прецеденты признания новых государств Западом и Россией без учета мнения бывших «метрополий», когда в Баку и уже в Анкаре звучат угрозы о дестабилизации ситуации в регионе, вопрос признания НКР как механизма укрепления безопасности республики становится весьма актуальным. Армения должна продолжить свое участие в процессе Минской группы, имея целью изменить подходы посредников и вернуться за стол переговоров официальных представителей НКР. Параллельно этому необходимо целеустремленно работать в направлении международного признания Арцаха.
— Какова, на Ваш взгляд, вероятность начала подобного процесса? И если предположить, что этот процесс станет реальностью, что он даст Арцаху и Армении в нынешней ситуации?
— В своем обращении Совет по внешней политике и безопасности НКР привел достаточно убедительные и обоснованные аргументы в пользу начала процесса признания НКР. Я думаю, структуры Диаспоры поддержат нашу инициативу. От представителей фракций парламента Армении уже поступили положительные отклики. В случае начала процесса и достижения международного признания Арцаха откроется целый спектр новых политико-дипломатических возможностей для обеспечения защиты Арцаха. Признание НКР станет легитимной частью архитектуры региональной безопасности, обеспечит собственную безопасность. Признание Арцаха даже региональными организациями или органами местного самоуправления отдельных стран как минимум воодушевит наших граждан, станет них серьезной психологической поддержкой, что очень важно для людей, которые больше 20 лет живут в непосредственной близости от фронтовой черты.
— Почему для признания НКР вы не обращаетесь к Республике Армения? И вообще как вы представляете роль РА как армянского государства в этом процессе?
— С вопросом о признании НКР к властям Армении должен обратиться официальный Степанакерт. Наша инициатива носит общественный характер, однако текст обращения мы направили внешнеполитическим ведомствам НКР и РА в надежде, что они окажут содействие процессу и скоординируют работу официальных структур двух армянских государств и зарубежных армянских организаций. Мое экспертное мнение по этому вопросу состоит в следующем: признание НКР Арменией не должно рассматриваться в качестве, образно говоря, «единичного выстрела». Во-первых, Арцах, Армения и Диаспора должны провести за рубежом соответствующую подготовительную работу и путем признания Арцаха Арменией открыть окно для признания государственности Арцаха другими странами. В прошлом году, в период искусственной активизации переговоров на основе «мадридских принципов», признание Арменией Арцаха в контексте предполагаемых территориальных уступок в пользу Азербайджана, в фактических границах республики было бы оправданным, поскольку подобный шаг свел бы на нет тщетные надежды некоторых внешних игроков, связанные с готовностью возвращения территорий.
— Какие реальные угрозы существуют для НКР в настоящее время и какова вероятность их осуществления, имея в виду, что после приостановления ратификации армяно-турецких протоколов мяч, пожалуй, переместился в поле урегулирования карабахского конфликта, и некоторые серьезные политические деятели прогнозируют повышение активности на этом фронте, вплоть до угроз?
— Прежде всего нельзя исключать вероятность возобновления войны. Подобного рода азербайджанскую авантюру может спровоцировать также Турция, оказавшись в маргинальном положении из-за документов о признании Западом Геноцида армян. Кстати, на возможную дестабилизацию в регионе недавно намекнули и представители высшего руководства Турции. Поэтому с усилением давления на официальную Анкару заинтересованные центры должны будут задействовать средства найтрализации азербайджано-турецкой военной угрозы. Здесь возможны два варианта: либо предоставление армянским сторонам бесплатного оружия и военной техники с целью сохранения силового паритета в регионе, либо международное признание НКР и приглашение под один из существующих «зонтиков безопасности». Второй вариант потребует меньше расходов и не приведет к дальнейшей милитаризации региона.