Законопроект о признании Геноцида армян на этот раз использует против Турции Израиль
В эти дни в Израиле находится представитель Армянского национального конгресса, бывший председатель постоянной парламентской комиссии по внешним отношениям Ованнес Игитян. Он уже успел провести встречи с членами различных израильских партий, в том числе парламентских, и в беседе с корреспондентом «Аравота» сообщил некоторые подробности принятия в среду в Кнессете законопроекта о включении в парламентскую повестку вопроса о Геноциде армян. Напомним, что 28 апреля депутаты Кнессета (законодательный орган этой страны насчитывает 120 парламентариев) 12-ю голосами «за», 8-ю – «против» и при одном воздержавшемся приняли законопроект.
Предложение об обсуждении в Кнессете проекта закона о признании Геноцида армян выдвинул председатель парламентской фракции оппозиционной партии «Мерец» Хаим Орон. По словам Игитяна, эта партия представлена в парламенте всего тремя депутатами. Получилось так, что представители других крупных парламентских партий – «Ликуда» и КАДИМА – не высказались против инициативы Орона. Дебаты с представителями «Мереца» развернулись по другому вопросу: в какой парламентской комиссии – по внешним отношениям и обороне или науке, образованию и культуре – должен обсуждаться законопроект до его вынесения на голосование? Отметим, что за проект закона в Кнессете проголосовали также депутаты-арабы. Властное крыло, в том числе «Ликуд» и КАДИМА, предложили сперва обсудить вопрос в комиссии по внешним отношениям и обороне, другая часть депутатов высказалась за второй вариант. На первый взгляд могло показаться, что данный вопрос не имеет существенного значения, но дело в том, что обсуждение вопроса в комиссии по внешним отношениям политизирует законопроект. В этой комиссии обсуждаются вопросы, касающиеся внешней политики, дипломатии и обороны страны. Следует также учитывать, что в Израиле политические вопросы всегда рассматриваются с точки зрения обороны, поскольку из-за своего географического положения и окружающих стран политика этого государства основана на обороне. Поэтому если вопрос будет обсужден в упомянутой комиссии, то необходимо будет учесть степень его воздействия на оборону Израиля. Правда, в последнее время между Израилем и Турцией возникли определенные разногласия и напряженность в отношениях. Но также известно, что Израиль и Турция сотрудничают и реализуют широкомасштабные программы в военной сфере, Израиль покупает у Турции вооружение в большом количестве. И если вопрос Геноцида армян будет обсуждаться в этой комиссии, то понятно, что последняя рассмотрит вопрос именно с этой точки зрения»,- пояснил Ованнес Игитян. Вместе с тем он подчеркнул, что та часть депутатов израильского Кнессета, которая считает, что законопроект о признании Геноцида армян должен обсуждаться в историческом аспекте в комиссии по науке, образованию и культуре, утверждает, что хотят лишь отражения правды в учебниках по истории для учебных заведений страны. Кстати, инициатор законопроекта, партия «Мерец», не имеет своего представителя в комиссии по внешним отношениям и обороне. Как развернутся события вокруг этого документа, Ованнес Игитян затруднился сказать, но он также подчеркнул: «Решающим будет политический фактор и то, какие последствия может иметь принятие этого законопроекта для отношений Израиль-Турция».
А то обстоятельство, что представитель премьер-министра Израиля, выступая во время развернувшихся в Кнессете дебатов, не стал сопротивляться включению законопроекта в повестку парламент и лишь предложил провести дальнейшее обсуждение документа в комиссии по внешним отношениям и обороне, не свидетельствует ли о том, что в Израиле, как и во многих других странах, правительство использует вопрос Геноцида в своих политических целях и исходя из своих притязаний? «Да, конечно, и это чувствуется. Я не исключаю, что этим обсуждением Израиль хочет показать Турции, что вопрос Геноцида всегда может быть использован и в Израиле, и в США. Как и в других странах, в Израиле также армянская община, кстати, весьма малочисленная, всегда пыталась выдвигать этот вопрос, но ее ограниченные возможности обусловлены опять-таки политическим причинами –отношениями Израиль-Турция».
Напомним, что аналогичный законпроект был принят в Кнессете в 2008 и 2009 гг., но вопрос вновь был перенесен в комиссию по внешним отношениям и обороне и предан забвению.