Вопросы Арама Карапетяна армянам, поддерживающим теплые отношения с российской элитой
Почему после обретения независимости армяно-грузинские отношения никак не урегулируются, и в судьбоносных для Армении ситуациях соседняя Грузия проявляет себя достаточно недружелюбно? Мы имеем в виду последние события в Джавахке и возникающие время от времени проблемы с поставками российского газа в Армению, «вторжения» на армянскую территорию, неблагосклонное, мягко говоря, отношение к армянским историческим памятникам и т.д. В беседе с корреспондентом «Аравота» председатель партии «Новые времена» Арам Карапетян привел три обстоятельства, которые мешают урегулированию армяно-грузинских отношений. Во-первых, Грузия постоянно опасается, что Армения усилится и когда-нибудь поставит перед ней территориальные вопросы. Во-вторых, в Грузии хорошо понимают, что при наличии армянской диаспоры и наших мировых связей лучшим претендентом на роль регионального лидера является Армения, между тем именно Грузия всегда к лидерству в регионе. И в-третьих, всегда получалось так, что армянские и грузинские геополитические ориентиры никогда до конца не совпадали. Заметим, что Грузия, начиная с периода пребывания у власти Звияда Гамсахурдия, всегда находилась в западном геополитическом поле, тогда как наша страна склонялась в сторону России. И, разумеется, в этих вопросах были довольно серьезные разногласия, которые постоянно приводили к геополитчиеским противоречиям. Г-н Карапетян вспомнил, как один из братьев Хаиндрава недавно заявил, что нынешние важнейшие лица Грузии по происхождению либо армяне, либо армяне наполовину. «Интересно, что в Грузии армянское лобби в какой-то мере существует, но я бы не сказал, что в отношении нашей страны проводится политика добрососедства»,- заметил наш собеседник.
Мы напомнили о том, что два-три года назад президенты Армении и Грузии обменялись взаимными визитами, произнесли красивые речи о дружбе, вручили друг другу высшие награды, но даже это не помогло делу. Учитывая это, стоит ли Армении несколько ужесточить свою позицию? На этот вопрос Арам Карапетян сказал: «Хоть я и радикальный оппозиционер, однако не думаю, что в условиях отсутствия альтернативных путей жесткая политика будет оправданной. Я уж не говорю о том, что Армения никогда не сможет вести жесткую политику, поскольку всегда имела мягкие власти. Учитывая и то, что указанное сближение инициировали американцы, и большую роль в этом деле сыграла посол США в Армении Мари Йованови, я не думаю, что американцы поддержат жесткую позицию Армении в отношении Грузии». Однако наиболее существенно то, что нынешняя власть в Армении настолько слаба и фактически поставила страну на колени, что любое ужесточение позиции будет авантюрой, сказал лидер ПНВ. «Учитывая все возможные последствия, это должно делать сильное государство и сильная власть. В таком внутриполитическом аспекте, в таком сломленном состоянии во внешнеполитической сфере это – авантюра». Мы уточнили, что под ужесточением позиции имеем в виду установление правильных, простых, честных отношений с соседями. «Для нас установление таких отношений невозможно. Нужно быть сильным, демократичным и стабильным государством, в котором народ консолидирован, а качество жизни – хорошее. В этом случае можно иметь такой ресурс, но не сейчас, когда мы находимся в состоянии вражды с Турцией и на пороге войны с Азербайджаном, при этом повышаем численность призывников за счет бедных аспирантов и магистрантов, тогда как в остальных сферах царит застой».
Недавно директор «АрмРосгазпрома» заявил, что с 2012 года наш стратегический партнер, Россия, собирается пересмотреть тариф на газ для Армении, повысив его до уровня европейских цен на газ. Разве в этом случае не будет правильнее, если Армения пересмотрит условия наличия в нашей стране российской военной базы, поскольку РФ не платит за аренду территорий под свои базы, более того, коммунальные услуги оплачивает армянская сторона? Арам Карапетян категорически не согласился с этим предложением. Более того, он в свою очередь обратился к президенту нашей страны, бывшему президенту Роберту Кочаряну, Карену Карапетяну, Самвелу Карапетяну, Ара Абрамяну со следующим вопросом: почему наш стратегический партнер решил пойти на такой шаг и проявить столь враждебное отношение? «Все мы знали тещу сторожа Думы, Серж Саргсян, Роберт Кочарян дружили семьями, были близки с Путиным и Медведевым, они были как братья, шли даже разговоры о том, чтобы стать кумовьями. Об этом должны знать они, пусть ответят, а потом я прокомментирую». Лидер ПНВ также сообщил, что Дума собирается внести изменения в закон о мигрантах, в результате чего под удар подпадут в первую очередь проживущие и работающие в РФ армяне и таджики. Он призвал вышеупомянутых лиц ответить и на этот вопрос.