считает пресс-секретарь РПА, депутат Национального Собрания РА Эдуард Шармазанов
Сегодня президент России Дмитрий Медведев отбудет в Турцию, где проведет ряд встреч с руководителями этой страны. За несколько дней до этого визита министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу поспешил заявить, что во время встреч с президентом РФ будет также затронута проблема Нагорного Карабаха. По мнению некоторых аналитиков, процесс ратификации армяно-турецких протоколов был заморожен специально для того, чтобы сперва изучить и решить вопрос Карабаха и только потом плавно перейти к Нагорному Карабаху. И если это так, можно ли говорить, что предусловия действительно были, и сейчас они находятся в процессе выполнения. Пресс-секретарь Республиканской партии Арении, секретарь парламентской фракции РПА Эдуард Шармазанов не согласился с таким подходом. Вчера в беседе с корреспондентом «Аравота» он в очередной раз отметил, что в армяно-турецких протоколах предусловий не было, нет и быть не может. Урегулирование армяно-турецких отношений не связано с урегулированием вопроса Нагорного Карабаха, и все попытки увязать их обречены. Напомнив о том, что Россия – страна-сопредседатель Минской группы ОБСЕ, Шармазанов сказал: «Можно приветствовать деятельность России в этой группе, поскольку Россия – в первую очередь стратегический союзник нашей страны, и она и в вопросе Карабаха, и в вопросе армяно-турецких отношений проявляет взвешенный подход. Подход РФ конкретно к проблеме Нагорного Карабаха состоит в готовности быть посредником в урегулировании конфликта путем мирных переговоров, в таком урегулировании вопроса, с которым будут согласны все стороны. Что касается отношений Армения-Турция, то Россия не впервые заявляет, что эти отношения могут развиваться без предусловий. Более того, премьер-министр РФ в присутствии премьер-министра Турции подчеркнул, что увязывать в одном пакете отношения Армения-Турция и проблему Карабаха неправильно».
Заявление министра ИД Турции о том, что с президентом РФ будет обсуждаться также вопрос Нагорного Карабаха, г-ну Шармазанову не кажется удивительным. По его словам, руководители указанных стран свободно обсуждали различные вопросы и прежде всего потому, что эти страны — региональные страны, которые на протяжении столетий имеют взаимные интересы. «Во-вторых, не секрет, что после последней грузинско-российской войны мир изменился, в нашем регионе появились новые вызовы, и, если помните, именно после этой войны премьер-министр Турции предложил России создать Кавказскую платформу. То есть новые подходы есть, и Турция, и Россия постоянно имеют свои интересы в этом регионе, и это не новое явление. Что касается обсуждения любого вопроса, в том числе проблемы НК, то это не означает, что Турция должна играть роль в данном вопросе. Этого не может быть, поскольку мы неоднократно заявляли, что в вопросе Карабаха эта страна не может быть беспристрастной. С другой стороны, хотим мы того или нет, но Турция — член Минской группы ОБСЕ и может обсуждать со своим коллегой, в данном случае с Россией, любой вопрос. Но, опять-таки повторяю, это не означает, что должна играть также роль».
Согласно Э.Шармазанову, то, что на протяжении многих лет турки начинают нервничать задолго до 24 апреля, а азербайджанцы – задолго до 8 мая, свидетельствует о том, что стороны раздражены. Кроме того, и турки, и азербайджанцы страдают «армянским» комплексом. И я уверен, что для них лучший способ преодолеть этот комплекс – смело и честно взглянуть на свою историю. Азербайджанцы должны признать, что начали агрессионную войну, оккупировали часть территорий НК, а карабахцы, воспользовавшись своим естественным правом, освободились, поставили на колени азербайджанцев, и последним не остается ничего другого, как признать независимость НКР. Рано или поздно им придется это сделать. Будет хорошо, если это произойдет рано, в противном случае будут продолжать жить с этим комплексом».