Премьер-министр РА Тигран Саркисян заявил, что именно он написал закон «О языке», который якобы не позволяет создавать в Армении международные школы
В » Youtube» размещена видеозапись выступления главы правительства Армении Тиграна Саркисяна 6 июня в «BarCamp», благодаря чему мы получили возможность подробно представить разъяснения премьера о том, как возник законопроект об открытии в нашей стране иноязычных школ. Но сперва представим заявление, которое сделал на пресс-конференции 26 мая министр образования и науки РА Армен Ашотян: «Я – автор этой идеи. Я представил премьеру предложение, а в ходе обсуждений были приведены обоснования нашего министерства». До того, как изложить инициативу, Тигран Саркисян предлагает: «Давайте выясним, кто из присутствующих в зале за то, чтобы в Армении открылись иноязычные школы, такие, какие есть в Германии, Франции, Англии, Испании, где законодательство разрешает наличие средних школ, в которых определенные предметы преподаются на иностранных языках». В обсуждении участвует член инициативной группы «Мы против иноязычных школ» Арам Апатян. Он уточняет, что такие школы существуют во многих странах, но, например, в Греции введено ограничение на то, чтобы в этих школах учились греческие дети. Аналогичные ограничения действуют также в Голландии и Швеции.
«Наше законодательство запрещает иметь средние учебные заведения, в которых некоторые предметы преподаются на иностранных языках. И есть второй вариант: разрешить, чтобы в средней школе некоторые предметы преподавались на иностранных языках»,- формулирет вопрос, который должен быть вынесен на голосование, премьер. В зале выражают несогласие, напоминая о том, что в законодательной инициативе правительства говорится лишь о «некоторых предметах». Также просят прояснить, что это за предметы. «Неважно, что за предметы. Некоторые. Несколько. Предположим, география, математика, физика»,- отвечает г-н Саркисян. И добавляет: «Сегодняшний закон запрещает, чтобы в средних учебных заведениях предметы преподавались на иностранных языках. Запрещает, императивно, очень строго». В зале опять не соглашаются. «Я этот закон написал, и я знаю, что запрещено»,- признается премьер. В ответ звучат аплодисменты.
В результате голосования оба варианта получают почти одинаковое число голосов. «Две довольно сильные армии будут воевать друг с другом. И Бог знает, чем это закончится»,- комментирует итоги голосования Тигран Саркисян. После этого он рассказывает, как возникла необходимость внесения законодательного изменения. «Ко мне пришли две инициативные группы. Одна – Рубена Варданяна, который строит в Дилижане международную школу, колледж. Как вы знаете, уже состоялась закладка фундамента. Цель этого колледжа – собрать в Дилижане молодежь со всех концов мира, в том числе армян из других стран, и не только армян. А также дать возможность гражданам Армении получать образование в этом колледже. Ввыяснилось, однако, что наш закон не позволяет создать международную школу, пригласить преподавателей из-за рубежа. Разумеется, это будут преподаватели из известных колледжей и университетов мира. Вардан Григорян из фонда «Карнеги» уже дал согласие стать членом попечительского совета. На встречу со мной пришел также директор одного из колледжей Таиланда. Он сообщил, что ежегодно 15 человек из Армении получают образование на английском языке. В этой таиландской школе не изучают ни армянский язык, ни историю Армении. Директор сказал, что целесообразнее будет перевести эту школу в Ереван, чтобы дети не приезжали в Таиланд. Это обходится им дороже, чем если привезти в Ереван преподавателей из Англии. Я сказал, что это очень хорошая идея, предложил разрешить открыть в Ереване филиал этой школы. Но наше законодательство не предоставляет такую возможность. Поэтому мы предложили включить одну фразу: в отдельных случаях разрешается, чтобы некоторые предметы преподавались на иностранных языках по утвержденным правительством программам. А почему некоторые предметы? Потому что это зависит от того, какие предметы данный колледж представит на утверждение правительства. Эти колледжи очень разные, и предметы, которые будут преподаваться там на иностранных языках, тоже могут быть различными».
По словам премьера, цель инициативы заключается в следующем: «Мы всего лишь хотели разрешить открыть небольшое окно, чтобы действующие в мире подобные колледжи появились и в Армении». Арам Апатян ссылается на другой международный опыт – Международную школу бакалавриата, которая не навязывает язык обучения, и уже имеются адаптированные немецкие и французские программы этой школы. «Я – за, очень хорошо, это тоже сделаем»,- говорит Тигран Саркисян. Апатян продолжает: «Вы как председатель совета попечтителей международной школы «Дилижан» можете предложить потратить еще 1 миллион долларов на перевод этой программы на армянский язык». Премьер прерывает его: «Очень хорошо, предложу. Но тогда получится, что людей, которых мы должны пригласить из-за рубежа, сперва нужно будет обучить армянскому языку. Это значит, что программа провалится». Затем глава правительства добавляет: «Как только состоится первое заседание совета попечителей, мы Вас пригласим, и Вы представите этим людям свое предложение. Скажете, прибавьте 1 млн, измените смысл этой программы, осуществите другую программу, не свою».
В разговор вступает присутствующий в зале блогер: «Я окончил русскую школу. В школе на армянском проходил армянский язык и литературу. Армянский знаю в определенной степени – могу писать, читать и т.д. Но географию и физику я проходил на русском. После школы не знал на армянском многих терминов, не знал, как звучат на армянском Египет и Париж. И дети, которые сейчас алгебру и физику будут проходить на русском или английском, тоже не будут знать название Египта на армянском языке». Признание блогера не взволновало Тиграна Саркисяна, и он заявил: «Мы выяснили, что в зале, тем не менее, есть люди, которые придерживаются другой точки зрения. И я должен попросить людей, которые очень агрессивно высказывают свое мнение, учесть, что в нашем обществе есть люди, придерживающиеся другой точки зрения. И вообще эта агрессия очень опасна, но не для тех, кто выражает другое мнение, а для тех, кто агрессивно настроен по отношению к иностранным языкам. Это их погубит. В Библии подробно сказано о том, почему человек, который преисполнен злобы, агрессии и идет против, а не во имя, погибает». Гарегин Чугасзян, также выступающий в защиту армянского языка, пытается что-то возразить, но премьер не позволяет ему.