выразил свое «тайное» желание лидер парламентской фракции Республиканской партии Армении Галуст Саакян
— Во время обсуждения законопроектов «О языке» и «Об общем образовании» Вы заявили, что пока окончательно не сориентировались, и предложили дождаться обсуждений. Означает ли это, что до второго чтения эти законопроекты будут изменены до такой степени, что начнут нравиться даже их противникам?
— Нам нужно постараться не отойти от идеологии национальной школы, а это означает, что в первую очередь необходимо сохранить правильный подход к вопросу языкового мышления. Когда речь идет о языковом мышлении, мы рассуждаем так: если после воспитания в семье и детском саду ребенок приходит в школу и может правильно прочитать и рассказать сказку, значит его языковое мышление состоялось. Мы намерены предложить следующую модель: соответствующие международным стандартам две частные школы, в которых на одного ученика должна быть предусмотрена площадь в размере 9 кв.метров, из коих 4 кв.м – учебная площадь, 5 – вспомогательная. Это требует достаточно серьезных средств, и я сегодня не представляю, чтобы кто-нибудь смог вложить такие серьезные суммы и вернуть их в ближайшие 10-15 лет. То есть открытие таких частных школ является также патриотиотическим шагом.
Другое обстоятельство состоит в следующем. Частные школы должны быть открыты исключительно в областях. Причина в том, что в городской среде, особенно в Ереване, довольно сильны проявления мещанства, и не исключено, что богатые родители отдадут своих детей в эти школы ради престижа. Я думаю, необходимо установить запрет на создание филиалов этих школ, хотя из-за огромных расходов это, наверное, будет невозможно. Тем не менее запрет необходимо зафиксировать в законе. Следует также указать конкретное число учеников – скажем, 500-600. Также в законе нужно зафиксировать, что каждая школа обязана за свой счет обучать талантливых умных детей из социально необеспеченных семей. Частные школы должны действовать в рамках нашего законодательства. У нас и сегодня есть незаконно действующие частные иноязычные школы для представителей других национальностей, в которых, однако, арменоведческие предметы не проходят. А этот законопроект будет способствовать тому, чтобы в соответствующих международным стандартам школах изучалось также арменоведение. Я иногда с юмором говорю: будет хорошо, если весь мир начнет говорить на армянском. Задача поставлена. Должны мы интегрироваться в мировую образовательную систему или нет. Что делать, оградить нашу страну от внешнего мира? Конечно нет.
— Кем выдвинуты предложения, которые Вы представили как важные, — фракцией РПА или лично Вами? Какие у Вас предложения относительно старшей школы? С какого класса, на Ваш взгляд, правильнее начинать изучение предметов на иностранном языке?
— Это предложения нашей фракции и нашей партии. Что касается старшей школы, то она существует и сегодня. 1-9 классы – это обязательное обучение, по завершении которого каждый сам решает, идти в школу или нет. Я здесь опасности не вижу, тем более, что должны быть заключены межгосударственные договора. Кроме того, в ближайшие 10 лет нам вряд ли удастся создать такие школы. Посмотрите, что происходит в обществе. Родители детей школьного возраста еще с младших классов создают возможность для того, чтобы дети изучали иностранный язык. Знающие язык дети получают преимущество. То есть политическая мысль может быть недостаточно развита, но знание языка помогает идти вперед. Сейчас мы говорим, что наши дети должны учить на иностранных языках также математику, химию и другие предметы, чтобы стать профессионалами очень высокого класса. Нам необходимо активизировать деятельность нашего лобби. Мы должны укрепить наши общины в других странах, чтобы победу одержало армянское лобби. Нам нужно суметь интегрироваться в мир, и закон о языке важен для общества и с этой точки зрения. Нам нужно каждый день напоминать миру о себе, а для этого необходимо создать общество, говорящее на языках мира, но имеющее армянское языковое мышление.