Командир полка «Арцах» Микаел Апресян предупреждает власти
— В течение последних двух лет со стороны Азербайджана почти каждый день звучат воинственные заявления, пограничные инциденты приобретают более серьезный характер. Я имею в виду, в частности, последний инцидент, в результате которого армянская сторона понесла шесть жертв. Чем это обусловлено? Неужели за это время Азербайджан успел настолько усилиться?
— Усилиться успел, но благодаря тому, что вследствие изменения геополитической ситуации приобрел такого мощного союзника, как Турция. Понятно, что Азербайджан должен был пойти на такие шаги, стать агрессивным.
— Как должна противостоять этому Армения, имея как неурегулированные проблемы с Турцией и Азербайджаном, так и внутренние проблемы?
— У нас есть ресурс, но не во властных структурах. Что касается последнего трагического инцидента, то он, на мой взгляд, преследовал несколько целей. Азербайджанцы не только хотели показать, что вооружены. Я думаю, эту провокацию организовали турецкие спецслужбы. В Турции и Азербайджане хорошо осведомлены о царящей в Армении морально-психологической атмосфере, и этим инцидентом они попытались кое-что для себя прояснить. Скажем, как подготовлены наши позиции, на какую глубину можно будет продвинуться при других обстоятельствах, каким будет столкновение и т.д. Этот инцидент, к сожалению, не первый и не последний. Я выражаю соболезнование родным погибших. Для нашего народа это должно стать уроком. Несмотря на то, что мы живем плохо, положение тяжелое, но мы никогда не должны забывать, что находимся в состоянии войны. Война пока не закончена, и инциденты еще будут. Другой вопрос, что в этих вопросах власти ведут себя неадекватно. Предложения, которые выдвигает Союз ветеранов Карабахской войны, не удостаиваются внимания, не принимаются, потому и возникают трагические ситуации.
— О каких предложениях идет речь?
— 10 дней назад мы с этими требованиями пришли к резиденции президента. Нам обещали встречу с президентом, но, честно говоря, я не верю этому обещанию. Между тем, учитывая активность в этих вопросах уже со стороны Турции, обязательно нужно осуществить реорганизацию армии. Я думаю, Армению ждут трудные времена, и в этой ситуации армия должна состоять не только из 18-20-летних призывников. Рядом с ними должны находиться контрактники, а это наши бывшие ветераны, ополченцы. И хотя они не так молоды, зато имеют достаточный опыт. Я знаю, что очень многие готовы служить вместе с молодыми. Но ветеранам не хотят платить, а может, боятся давать им оружие. Боятся за то, что им придется отвечать за все, что они сделали и не сделали. На деньги, которые они тратят на себя, можно было бы содержать 2-3 армии, но денег на армию у них нет. Эти предложения мы выдвигали и при Вазгене Манукяне, и при Вазгене Саркисяне, и при Роберте Кочаряне. Географическое положение Армении таково, что мы обязаны иметь ополченцев, прошедшие войну ребята с семьями должны обосноваться в пограничных районах и защищать границу. Но, оказывается, денег нет, между тем то, что предусматривают для нас Турция и Азербайджан, может иметь трагические последствия.
— Вы располагаете какой-то информацией или это Ваши предположения?
— Анализ геополитических действий Турции, инцидентов с Израилем, ее притязаний на территорию бывшей Османской империи показывает, что от этой страны ничего хорошего ожидать не следует. Я думаю, этим был продиктован и последний инцидент. Азербайджан, качества руководителей которого мы хорошо знаем, не пошел бы на столь решительный шаг, значит кто-то помог ему в этом вопросе. Но это не Россия, такие разговоры несерьезны.
— Вы считаете адекватной реакцию высокопоставленных военных Армении, в том числе президента?
— С политической точки зрения – да. Но наша «политическая элита» – президент, парламент, олигархи – все они напуганы. Я не могу назвать их руководством Армении, поскольку у них даже не лица, а один сплошной желудок. Поэтому я считаю необходимым предупредить: если из-за их трусости ситуация ухудшится, вся ответственность ляжет на Сержа Саргсяна, на парламент, на правительство и олигархов. Более того, они должны будет ответить, поскольку своими действиями провоцируют войну.
— Вы верите в их благоразумие?
— Не верю, но и надежды не теряю. В противном случае президент вынужден будет отправить на фронт войска своих олигархов, которые очень хорошо вооружены. Посмотрим, будут они сражаться или нет.
— Если встреча с президентом не состоится и ваши предложения вновь будут проигнорированы, каким будет ваш следующий шаг?
— Нас не так много, но те ребята, которые сражались и победили в войне, они с нами. Те, кто действительно воевал и еще будет воевать, должны объединиться либо с нами, либо с теми, кто встанет на защиту наших границ и нашей родины. Это касается и Диаспоры, и Арцаха, и Джавахка. Всего армянства.
— Что мешает ополченцам объединиться в одну структуру – амбиции?
— Дело не в амбициях. Я не хочу обижать ребят, в «Еркрапа» тоже есть очень преданные нашему делу люди, но почему-то не получается. Союз ополченцев «Еркрапа» превратился в «частную компанию». Если я, вступив в СОЕ, должен кого-то обслуживать… Как я могу записать в солдаты директора хлебозавода. В 90-х годах мы совершили эту ошибку и сейчас не хотим ее повторять, поскольку она привела к созданию этой системы.