справшивает трех президентов Армении член Центрального правления Социал-демократической партии Гнчакян Ваан Ширханян
— Благосостояние армянского народа, экономическое развитие Армении первый президент увязал с урегулированием проблемы Арцаха и армяно-турецких отношений. Вы с этим согласны?
— Урегулирование арцахского конфликта на основе предложения, находящегося уже несколько лет в обращении и состоящего на данный момент из 6 принципов, отодвинуло Армению назад, в 93-94 годы. Это приведет либо к возобновлению войны, либо к «уступке» Арцаха Азербайджану. Разумеется, без армян. Какое экономическое развитие или улучшения демографической ситуации можно ожидать от войны или от мирной сдачи Арцаха Азербайджану. Что касается армяно-турецких отношений, то те, кто поддерживает вариант «без предусловий», согласились на самое страшное предусловие: превратить Армению в зону политического, экономического, финансового, культурного влияния Турции, мимоходом вытеснив из Армении Россию. Это не путь экономического развития и улучшения демографического положения.
— В таком случае почему лидер АНК придерживается этой точки зрения?
— Это убеждение первого президента Армении, а любое убеждение следует уважать. Но тем, кто ему вторит, я бы посоветовал внимательно прочитать шесть принципов урегулрования карабахской проблемы, армяно-турецкие протоколы и мысленно представить их практическое применение сегодня. Если они и после этого будут продолжать то же самое, значит есть тенденция или заказ.
— Какая тенденция, какой заказ?
— Я убежден, что это самый короткий путь заставить Саргсяна подать в отставку и добиться смены власти. Под заказом я имею в виду те внешние центры, которые являются антиармянскими «регулировщиками» этих двух важнейших для армянского народа вопросов.
— А СДПГ не хочет смены власти?
— Разумеется, хочет. Но, во-первых, не ценой провоцирования новой войны или передачи Арцаха врагу. Во-вторых, СДПГ убеждена, что не следует бороться с последствиями, необходимо устранить порождающую их причину. А причина состоит в либеральной системе управления, которая была внедрена в Армении с 91-го года. Эта система должна была способствовать появлению в стране таких явлений, как неравноправие, несправедливость, коррупция, бедность, безработица, стимулировать миграцию, сформировать небольшую группу людей, чрезмерно обогатившихся посредством грабежа. Причиной появления укоренения всех этих разрушительных явлений является система, а не война и Арцах. Победа и освобождение Арцаха могли и должны были стать основными факторами общенационального единства и стремительного развития Армении. Но произошло прямо противоположное. Арцах может и должен взять на себя 25-30-процентное продовольственное обеспечение Армении. Вопрос о том, почему сегодня этого нет, нужно задать бывшим и нынешнему президентам. Враги армянства или приверженцы нефтяного бизнеса умышленно довели нас до такого позорного состояния, когда наши деятели представляют Арцах, а значит и победу, как причины, которые препятствуют развитию Армении и способствуют миграции.
— Какой путь смены власти Вы видите?
— СДПГ считает, что в Армении должен произойти плавный переход от либерализма к социал-демократии. Плавный, поскольку все предыдщие «шоковые» попытки только разваливали страну и ослабляли Арцах. Изменение системы – вот единственный путь улучшения демографической ситуации, утверждения справедливого управления, обеспечения благосостояния, формирования атмосферы солидарности и веры. В этом, а не в смене личности, состоит реальная смена власти. Мы имели трех крайне отличающихся друг от друга президентов. Была ли смена власти? Конечно нет.
— Левон Тер-Петросян считает, что ключ урегулирования карабахской проблемы и армяно-турецких отношений находится у России. Вы с этим согласны?
— Нет. Этот ключ в руках Армении, и она обязательно должна учитывать мнение своего стратегитческого партнера – России. Что касается Турции, то здесь Армения прежде всего должна учитывать требование Диаспоры. До тех пор, пока Турция не признает совершенный ею Геноцид, никаких отношений с этой страной не будет. Это однозначно.