Потерпевшим по данному делу тоже является представитель Армянского национального конгресса
Инцидент, по которому возбуждено уголовное дело, произошел 19 июля, в центральной штаб-квартире конгресса. О том, что произошло, корреспонденту «Аравота» рассказала мать Элазяна. По ее словам, еще в тюрьме у Христофора возникли серьезные проблемы со здоровьем, которые продолжали беспокоить его и после выхода на свободу. Ему постоянно вызывали «неотложку», и мать часто, в том числе и в декабре этого года, приходила в Конгрессам к лицам, занимающимся вопросами политзаключенных, с просьбой оказать финансовую помощь сыну для получения качественного лечения за рубежом. «Они сказали, что у них нет денег, поплакались как следует. Между тем когда ребята находились в тюрьме, они говорили: как только политзаключенные освободятся, мы предоставим им финансовую помощь в том числе для решения проблем со здоровьем. Отказали. С этой же просьбой я обратилась в конгресс в июне, чтобы уточнить, будет дело моего сына направлено в Евросуд или нет. Документы, которые должны были быть переданы в ЕСПЧ, находились у меня. Мне сказали, что сейчас придет Вардан (защитник Х.Элазяна Вардан Зурначян) и принесет дело. Я сказала, что дело у меня с собой. Ну тогда отправим, бросили мне. Кстати, я до сих пор не знаю, будет ли дело, которое, как они говорили, потенциально может быть выиграно в ЕС, направлено в Страсбург или нет»,- сказала наша собеседница. 19 июня она уговорила сына еще раз пойти в конгресс и уточнить, действительно ли его дело направлено в ЕСПЧ и имеется ли чек на выплату 9000 драмов или нет. «Христофор пошел в АНК, чтобы встретиться с Арменом Хачатряном (представитель Центра по правовому содействию политзаключенным), однако его там не оказалось. Христ спустился вниз, подождал около двух часов и снова поднялся в офис АНК. У входа встретил Ованнеса Артуюняна и Аракела Семирджяна. Они позвали Христа в одну из комнат и спросили: «Мы, что, прикарманили миллионы?»,- рассказала г-жа Карине. По ее словам, дома Христ признался, что его ударили неожиданно, и после первого же удара оказался в «нокауте»: перед глазами потемнело, на голове и на лице появилась кровь. Помнит только, что кто-то открыл дверь и сказал: «что вы делаете…» После этого избиение прекратилось. Как он оказался у входа в здание, помнит смутно. «Получается, что Христа избила и власть, и оппозиция. После произошедшего помощь ему не оказали, даже не поинтересовались, как он. Дома Христ ни о чем не стал рассказывать, но потом у него началось тошнота. Вызвали «Скорую», его взяли в больницу, и уже оттуда сообщили в полицию. Мы сыты и этим движением, и всем остальным».
В полиции Элазяну было выдано направление на судмедэкспертизу – у него на руках, в области лица и головы имелись повреждения. По нашим данным, не исключено, что после проведения экспертизы статья, по которой возбуждено уголовное дело, будет переквалифицирована. Вчера следователи посетили также офис Армянского национального конгресса и провели там следственные действия.
Обвиняющийся в избиении Элазяна Аракел Семирджян сказал корреспонденту «Аравота», что ответит на все вопросы после того, как ему официально сообщат о возбуждении уголовного дела и проведении предварительного следствия. А пока в АНК намерены подать иск о клевете против одной из газет, которая на минувшей неделе, до начала предварительного следствия по уголовному делу, опубликовала в связи с этим инцидентом клеветническую статью против членов Конгресса. Один из них, пожелавший остаться неназванным, сказал, что на самом деле Элазяна никто не избивал и что он клевещет на членов АНК. Более того, по словам представителя конгресса, 19 июля Христофор Элазян действительно был в офисе АНК, но в неадекватном состоянии, и заявил, что если ему не дадут денег, то он скажет, что его избили, то есть поступит так, как поступил в свое время, дав ложные показания о своем избиении начальником Специальной следственной службы Андраником Мирзояном, старшим следователем ССС Ваагном Арутюняном и бывшим начальником полиции столичной общины Кентрон Артуром Меграбяном. По утверждению нашего собеседника, в конгрессе Элазяна просто попросили уйти, никакого избиения не было. В АНК говорят, что Элазян уже надоел им своими финансовыми требованиями.
После этого заявления мы вынуждены были встретиться с Христофором Элазяном. Наша фотокамера зафиксировала все еще заметные повреждения на его руках и голове. Напомним, что Элазян – бывший сотрудник полиции. 4 марта 2008 г. глава полиции административного района Нор Норк вызвал его в отделение, где арестовал и отправил в отделение Кентрон. Там Христофора Элазяна избил лично начальник отделения. 5 марта Элазян был переведен в Специальную следственную службу, где в течение трех дней подвергался избению в том числе со стороны начальника полиции Гугарского района, начальника ССС Андраника Мирзояна и старшего следователя Ваагна Арутюняна, которые требовали от него дать показания против кого-либо из лидеров оппозиции. Когда же Элазян отказался, против него возбудили уголовное дело, и он исключительно на основе показаний полицейских был осужден за организацию массовых беспорядков. Христофор Элазян – единственный политзаключенный, насилие в отношении которого в свое время зафиксировали представители Международного Красного Креста. На встрече с генпрокурором РА в мае этого года судьбой заявления Элазяна о применении к нему чуждых следствию методов интересовались члены делегации Европейского комитета по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство отношения (CPT).