советует тем, кто воодушевлен решением Гаагского суда, председатель объединения «Национальное самоопределение» Паруйр Айрикян
— Госдеп США – политическая структура и не играет серьезной роли в вопросах международного права. Госдеп и президенты США могут проявлять различные подходы. В свое время Буш-отец считал меня «дестабилизационным фактором», поскольку я возглавлял диссидентов Советского Союза, которые боролись за справедливость. Товарищ Горбачев был для них родным человеком, «демократом», а мы – Буковский, Кузнецов и другие видные лица, которые собрались и избрали меня руководителем, были «дестабилизационным фактором». Так что серьезные люди не должны воспринимать всерьез оценки госдепа относительно международного права. В политических вопросах могут, но в данном случае речь идет о международном праве, а право – не только прецедент, но и регулирующий отношения закон. Что касается активизации наших политических деятелей, то хочу обратить внимание на то обстоятельство, что название первой политической организации в Советском Союзе, которую создал ваш покорный слуга вместе с четырьмя товарищами, звучало не как объединение «Незыблемость границ», а как объединение «Национальное самоопределение». Так что армянский народ в лице ОНС давно дал оценку и сказал свое решительное слово всем нациям Советского Союза. Тех, кто сегодня активизируется, я бы попросил лучше изучить историю армянского народа. Из истории они извлекут больше уроков, чем из шумихи вокруг решений той или иной инстанции.
— Это воодушевление непонятно и с точки зрения того, что если за прошедшие годы к тем, кто в нашей стране говорил о правовом пути признания Нагорно-Карабахской Республики, относились к пренебрежением, иронией, навешивали ярлыки, то сейчас почему-то воодушевились.
— Ответить на вопрос, почему воодушевились, могут только они сами. Наверное, видят дополнительные причины для оптимизма. Говоря об ОНС, должен сказать, что даже в самые бесперспективные годы Советского Союза мы верили в правовые решения. То есть если на международном уровне принимается какая-либо точка зрения, то она рано или поздно становится реальностью. Возникшее сегодня воодушевление небеспочвенно, поскольку оценку такой высокой инстанции мы не должны считать чем-то второстепенным.
— Вы разделяете мнение первого президента РА о том, что ключ к решению проблемы Нагорного Карабаха находится в руках России?
— В том плане, что проблему Арцаха создала большевистская Россия, можно так сказать. Но я не думаю, что АОДовцы могли проявить элементарную гражданскую смелость и заявить о негативной позиции России. Это очередная попытка угодить России, как и то примитивное заявление, что мы героически не вылезли из-под тахты и не отказались от договора Карс-Ардаган. А если углубиться в историю, то эту проблему для нас создала российская империя. В процессе становления русской демократии такой имперский подход может уступить место политическим и правовым выводам. Россия, продающая оружие Азербайджану, хотя и продает оружие также Армении, не может восприниматься как друг.