В армяно-российских отношениях превалируют интересы России, считает председатель партии «Родина и честь» Гарник Маркарян
— Г-н Маркарян, почему политическое поле Армении практически не участвует в процессе принятия важнейших для нашей страны внешнеполитических решений, а если и участвует, то задним числом, оказываясь перед свершившимся фактом? Последний пример – протокол о продлении срока размещения российской военной базы, о существовании которого политические силы и граждане Армении узнали из российских СМИ и в отношении которого власти до сих пор не представили ни официальной информации, ни каких-либо разъяснений.
— За последние 15 лет не было ни одного случая, чтобы по важнейшим для страны проблемам – будь то передача имущества Армении в дар России по программе «Имущество против долга», продажа коньячного завода или Каджаранского медно-молибденового комбаната, вопрос компании «АрменТел» – власти учитывали мнение народа. Народ никогда не участвовал в принятии решений по важнейшим вопросам, поскольку периодически лишался самого элементарного конституционного права – права голоса. В результате чиновникам казалось, что все это их собственность, а не собственность нации. При этом даже не предпринималась попытка узнать настроения народа, поскольку, как я уже сказал, посредством применения грубой силы они лишали народ его конституционного права. Понятно, что в этой ситуации режим не собирается учитывать мнение народа, поэтому протокол о продлении срока размещения российской военной базы держался в секрете. Это означает, что группа людей узурпировала власть в Армении и сегодня продает нашу судьбу – судьбу Армении и ее народа.
— В данном случае, независимо от Вашего отношения к действующей власти, как Вы расцениваете решение о подписании с Россией этого протокола?
— Меня многие могут упрекнуть в русофильстве, но я – армянофил, поэтому считаю, что с точки зрения безопасности нашей страны наличие в Армении российской военной базы – необходимость. Но на какой срок, на каких условиях, это уже вопрос, требующий профессионального анализа. В любом случае однозначно то, что сегодня, завтра и в ближайшем будущем все вопросы безопасности нашей страны мы должны решать с Россией. Но не так, как это делает сегодня действующий режим.
— Что Вы имеете в виду?
— Я имею в виду пропорциональное представление интересов Армении и России в уже реализованных и во всех будущих экономических и военных договорах. Между тем единственная забота нынешнего режима – заручиться поддержкой российских чиновников с тем, чтобы продлить свое пребывание у власти. Если помните, в 2008 году, когда еще не были подведены итоги выборов, Серж Саргсян помчался в Москву и, поклонившись в пояс Владимиру Путину, выразил благодарность за оказанную ему поддержку.
— А в чем состоит роль оппозиции в сложившейся ситуации? Конкретно в вопросе отношений с Россией можно говорить о серьезном противопоставлении оппозиции той политике, которую проводят власти?
— Я не хочу говорить за другие политические силы, но конкретно партия «Родина и часть», придавая важное значение тесному экономическому, культурному и военному сотрудничеству с Россией, считает неприемлемым, что все вопросы решаются за счет Армении, и, по сути, осуществляются односторонне выгодные программы, разумеется, в пользу России. Между тем отношения должны развиваться по принципу обоюдной выгоды и равенства. Сегодня Запад и США убедились в том, что в регионе им делать нечего. А Россия делает все, чтобы восстановить российскую империю. И поскольку у нас нет легитимной сильной власти, интересы нашего государства, нашего народа не составляют стержень внешней политики страны.
— Г-н Маркарян, во властных кругах высказывается мнение, что благодаря этому протоколу Армении удастся обеспечить не только свою безопасность, но и в случае необходимости безопасность Нагорно-Карабахской Республики. Насколько обоснованна эта точка зрения?
— Во-первых, наивно думать, будто Азербайджан пойдет на возобновление военных действий. Этот вопрос решает не Азербайджан, а сверхдержавы, а они не позволят возобновления конфликта в регионе. Но, конечно, это не должно нас расслаблять и успокаивать. Мы всегда должны быть готовы к опасности, должны наращивать наш военный потенциал. Но если это все же произойдет, то опять-таки наивно думать, будто в случае военной агрессии Азербайджана против Карабаха Россия вмешается. Этот договор не дает оснований для таких предположений. Что касается продажи Азербайджану зенитно-ракетных станций С-300, то этим Россия, на мой взгляд, обеспечивает собственную безопасность, укрепляет свои южные ворота. Пусть изучат технические данные этой зенитно-ракетной системы и увидят, какова территория охвата ее защиты.
— Если существует необходимость укрепления южных ворот, то Россия уже разместила подобные станции в Абхазии. Эксперты утверждают, что аналогичные станции есть и Армении. Этого не достаточно?
— Судя по всему, нет. Россия пытается решить сверхзадачу –взять под полный контроль постсоветское пространство. И поскольку в нашей стране действует марионеточная власть, то конкретно в нашем случае Россия продвигает свои интересы за счет интересов нашей страны. До тех пор, пока у власти в Армении будет находиться действующий режим, нашу страну будут вести к колонизации. Для того, чтобы убедиться в правоте моих слов, советую взять программу Международного валютного фонда на 2020 г. и посмотреть, что предусмотрено для Армении – обслуживающая страна с легкой промышленностью. То есть нас лишают науки, промышленности, новейших технологий. Что значит, Армения должна стать обслуживающей страной. Я считаю это недопустимым.
— А что плохого в развитии сферы обслуживания и легкой промышленности? В конце концов благодаря развитию этих двух отраслей многие страны добились очень высокого уровня благосостояния.
— На протяжении многих веков определяющими для армянского народа были язык литература, культура и наука. И если отобрать это у нас, то мы погибнем. Это мечта глобалистов, которую они никогда не осуществят. Мы не позволим этого ни глобалистам, ни сегодняшнему режиму. Этот режим уйдет и уйдет раньше времени.