утверждает депутат парламентской фракции АРФ Дашнакцутюн, бывший заместитель министра обороны, генерал-лейтенант Артур Агабекян
— Лавров высказался искренно. Ни в одном соглашении или договоре я не заметил пункт, в котором бы четко указывалось, что во время военных действий подразделения военной базы могут участвовать в военных действиях. В этом плане я считаю, что наличие в Армении российских баз имеет скорее военно-политическое, нежели военное значение.
— Глава МИД РФ также не опроверг и не подтвердил вероятность продажи Азербайджану зенитно-ракетных систем С-300. Можно ли считать, что это шаг военно-политического союзника, и нет ли необходимости в том, чтобы Армения подняла этот вопрос в рамках ОДКБ?
— Если ссылаться на это же соглашение, то вопрос о том, что какая-либо из стран-членов ОДКБ не может продавать оружие или военную технику другой стране, имеющей проблемы со странами-членами ОДКБ, нигде и никогда не обсуждался. Скажу больше, были случаи, когда страны-члены ОДКБ выступали с заявлениями против Армении. В частности, могу привести пример Казахстана, который в Исламской конференции и других организациях неоднократно выступал с заявлениями о территориальной целостности Азербайджана. Россия свободна в своих действиях, и даже если бы она не продала Азербайджану эту противовоздушную технику, то существуют заменяющие С-300 другие средства, и Азербайджан мог бы приобрести их в любом другом месте. А если приобрел у России, то у Армении нет никакой возможности поднять этот вопрос в рамках какого-либо соглашения. Нужно просто считаться с тем фактом, что противник имеет современное оружие оборонительного, подчеркиваю, оборонительного значения.
— Тем не менее на фоне последних событий, когда президент Азербайджана выступает с довольно воинственными заявлениями, когда на границе происходят инциденты с применением силы, не нарушит ли подобная военная поддержка баланс сил между Арменией и Азербайджаном?
— Оружие оборонительного значения не может быть полезным стране, которая делает воинственные заявления о начале вооруженных действий. Армения никогда не выступала с заявлениями начать вооруженные действия и не выражала готовность решить проблему Карабаха силовым путем. Не думаю, что С-300 имеет какое-либо отношение к милитаристским заявлениям Азербайджана. Власти и вооруженные силы Армении должны сделать серьезные выводы, и они не только должны давать достойный ответ на любое подобное заявление, но и уметь убеждать международную общественность и Азербайджан в том, что армянские вооруженные силы готовы дать отпор любому вооруженному действию. Армения должна уметь доказывать это не только на словах, но и на деле. А увязывать приобретение С-300 с заявлениями Азербайджана, я думаю, неправильно.
— Но это делают даже азербайджанские политологи. Зардушт Ализаде, например, о С-300 заявил следующее: « На самом деле, если бы не было конфликта, то мы бы не были вынуждены платить русским 300 миллионов долларов за этот металлолом, в этом не было бы нужды«.
— В Армении тоже многие политические деятели делают заявления, не осознавая, что и какую роль играет место имеет в деле обороноспособности страны. Я думаю, не стоит делать выводы из таких заявлений. Любая страна, перед которой стоит задача укрепления сети общей противовоздушной обороны, независимо от того, хочет она возобновить вооруженные действия или нет, должна решать эту проблему. А сегодня в высоких официальных структурах говорят даже о создании одной общей сети противовоздушной обороны. Сфера ПВО имеет связь не только с определенными вооруженными действиями, но и является серьезным оборонительным средством против нынешних вызовов. Я имею в виду террористические действия. В этом плане любая страна должна думать о защите своих стратегических точек от нападений. Возможно, Азербайджан тоже ставит такую цель или в рамках другого соглашения имеет обязательство по обеспечению противовоздушной обороны. Однако я уверен, что увязывать приобретение этого нового средства обороны с воинственными заявлениями Азербайджана неправильно. Это дезориентирует наши власти и вооруженные силы и не будет способствовать повышению обороноспособности нашей армии.
— Вернемся опять к заявлению Сергея Лаврова. «Мы никогда не поставляем оружие тем регионам, где такие поставки могут дестабилизировать ситуацию»,- сказал Лавров, выразив убежденность, что ни одно государство в этом регионе не собирается начинать вооруженные действия. Вы тоже однозначно считаете, что угрозы возобновления войны не существует?
— Здесь я должен подчеркнуть, что Лавров не был искренен, утверждая, что не продают оружие странам, где нет угрозы вооруженных действий. Что касается возобновления войны, то у меня своя точка зрения, которая сформировалась в результате моего многолетнего трудового опыта. Я не вижу угрозы возобновления вооруженных действий. Это не связано только с настроениями, царящими в Азербайджане и Армении. Это более глобальный вопрос. Каждая страна, которая имеет здесь свои интересы или участвует в долгосрочном строительстве безопасности в этом регионе, вольно или невольно станет участником этих вооруженных действий. Именно поэтому у меня сформировалось мнение, что в ближайшие годы угрозы возобновления вооруженных действий не будет.
P.S. Напомним, что другой член фракции АРФ Дашнакцутюн Грайр Карапетян высказал мнение о том, что Армения должна осудить гонку вооружений в Азербайджане. «Нас тем более должно беспокоить оказание вооруженного содействия Азербайджану со стороны любой страны-члена ОДКБ, независимо от того, осуществляется это в оборонительных или коммерческих целях».