О намерении организовать такое обсуждение сообщил председатель постоянной парламентской комиссии по вопросам обороны, национальной безопасности и ВД, депутат фракции АРФ Дашнакцутюн Грайр Карапетян
— Поступающие из российских официальных кругов сведения о ракетных системах С-300 очень противоречивы: одни подтверждают эту информацию, другие ее опровергают. Именно поэтому я сказал, что если представится возможность, то мы намерены обратиться за разъяснениями к нашим российским коллегам. Скажу также, что ничего экстраординарного не происходит. Просто наши коллеги должны учесть, что член ОДКБ Армения сегодня стоит перед угрозой войны, а источником опасности является Азербайджан. И каждая страна, которая вооружает Азербайджаном тем или иным видом оружия – будь то оборнительного или наступательного характера, способствует воинственной позиции этой страны и увеличению вероятности войны.
— Несмотря на высказываемую тревогу, министр обороны Сейран Оганян заявил, что приобретение систем С-300 не может напрямую повлиять на соотношение сил между Арменией и Азербайджаном, «поскольку применение этих систем Азербайджаном против вооруженных сил Армении будет неэффективным по всем сценариям». Оправданна ли такая уверенность министра?
— Конечно, в этом вопросе больше всех осведомлен министр обороны, разумеется, после главнокомандующего страны. И если он высказывает подобное мнение, значит имеет на то основания. Мне кажется, в ситуации, когда Азербайджан открыто готовится к войне, а турецко-азербайджанский тандем становится все более тесным, мы обязаны принимать меры. Доказательством сказанного служит последний турецко-азербайджанский договор, который в отличие от армяно-российского договора является секретным и чреват непредсказуемыми последствиями. Мы обязаны предпринимать шаги против этого. И, я думаю, эти шаги были предприняты.
— Тем не менее, хоть Вы и заявили, что «военные и политические отношения со странами-членами ОДКБ должны отличаться от отношений со странами, не являющимися членами ОДКБ», а также отметили: «нас должно беспокоить оказание военного содействия Азербайджану со стороны любой страны-члена ОДКБ», власти отреагировали очень спокойно. На Ваш взгляд, это правильно?
— Если проследить за заявлениями азербайджанских политических деятелей, то можно увидеть, что после договора о военной базе они стали более сдержанны в своих высказываниях, сократились призывы к войне. Они хорошо понимают, что Армения решает проблемы своей безопасности и в этом вопросе настроена очень решительно. Конечно, структуру ОДКБ нельзя сравнивать с более состоявшейся структурой НАТО. В ряде случаев образцом для ОДКБ служат, в частности, организационные положения НАТО. ОДКБ взяла курс на укрепление, усиление. В частности на стадии становления находится создание подразделений быстрого реагирования.
— Руководитель парламентской фракции Республиканской партии Армении дал любопытное объяснение продлению срока деятельности военной базы РФ в Армении до 2044 г. По его словам, для России это гарантия для развертывания в Армении экономических программ, в частности по АЭС. Правильно ли обуславливать военно-политические соглашения экономическими и даже торговыми факторами?
— Честно говоря, мне бы не хотелось увязывать одно с другим. Думаю, что экономическое сотрудничество Армении и России выгодно обеим сторонам. Российские инвестиции в армянскую экономику по объему превосходят инвестиции всех других стран. Что касается военно-политического сотрудничества, то экономические вопросы, в конечном счете, имеют политический подтекст. Однако увязывать одно с другим, на мой взгляд, не совсаем оправданно. Отмечу также, что мы не обязаны оставаться в этом договоре до 2044 г., хотя наши сегодняшние национальные и государственные интересы заставляют нас это делать. Договором предусмотрено, что если одна из двух стран захочет прервать договор о военной базе РФ, она должна за 6 месяцев предупредить об этом другую сторону.
— Беспокойство общественности вызвали и последние инциденты в армии, в результате которых были жертвы. Намерена ли руководимая Вами парламентская комиссия коснуться этих фактов?
— Последние печальные случаи вызвали беспокойство и у нас. Нужны радикальные реформы, которые уже осуществляются. За 1-2 года результатов, конечно, не будет, поскольку наша армия, к сожалению, унаследовала от советской армии очень плохие традиции. До сих пор армия не имеет принятого Национальным Собранием дисциплинарного устава. Мы вместе с министерством обороны уже приступили к его разработке. 6 или 7 сентября я собираюсь организовать общественные слушания для обсужденя этого устава, поскольку считаю, что тем самым будет сделан серьезный шаг в направлении реформирования армии. Необходимо уточнить полномочия и обязанности командиров, права и обязанности солдат. Это очень серьезный шаг. Комиссия также намерена посетить воинские части, в первую очередь те, где есть проблемы. Нам также известно, что министр обороны составил образовательно-воспитательную программу для офицеров армии. Думаю, что наши командиры, офицеры, военнослужащие действительно нуждаются в серьезном образовании и воспитании.