утверждает проголосовавший в 1995 и 1997 гг. против большого и малого армяно-российских договоров бывший депутат парламента Армении Ерджаник Абгарян
Больше десяти ней назад президенты Армении и России Серж Саргсян и Дмитрий Медведев подписали протокол о внесении изменений в подписанный 16 марта 1995 года Договор между РФ и РА о продлении на 49 лет, вместо 25-ти, срока размещения российской военной базы на территории Республики Армения. Ожидается, что на первом заседании осенней сессии Национального Собрания РА документ войдет в повестку предстоящих заседаний и будет ратифицирован без серьезного противодействия. Тем не менее этот вопрос продолжает оставаться в повестке обсуждений политических сил и СМИ. Напомним утверждение министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что в основном договоре 1995 г. и подписанном протоколе изменений, кроме срока размещения военной базы, другие важные пункты не претерпели изменений. То есть достигнутые между сторонами еще 15 лет назад ключевые договоренности относительно условий размещения баз остались прежними: арендная плата не взимается, а коммунальные и другие аналогичные расходы российских баз оплачивает армянская сторона. По сравнению с остальными странами постсоветского пространства, где также размещены военные базы, это беспрецедентное явление.
В последние дни в контексте обсуждений и дискуссий вокруг этой проблемы депутаты от правящей Республиканской партии Армении в ответ на критику относительно подписания протокола стали заявлять, что, дескать, в свое время, в 1995 г., республиканцы были против размещения военных баз на территории РА, а сейчас против продления этого срока выступают те, кто в свое время подписал и ратифицировал основной договор.
Вчера мы провели небольшой опрос среди депутатов Национального Собрания, которые в 1995-99 гг. представляли «бывшие власти». Напомним, что в парламенте того времени 50 процентов мандатов принадлежали блоку «Республика», фракцию которого пополнили депутаты-республиканцы Ашот Навасардян, Юрий Бахшян, Андраник Маргарян, Галуст Саакян и Гагик Минасян. Оказалось, что этот договор, подписанный Россией и Арменией в 1995 г., был ратифицирован всего тремя голосами «против». Так проголосовали основатель РПА Ашот Навасардян, Юрий Бахшян и представитель Армянского общенационального движения Ерджаник Абгарян. Остальные два депутата-республиканца – Андраник Маргарян и Галуст Саакян «против» точно не были.
Что касается большого армяно-российского договора, в котором также есть упоминание о российской военной базе, то единственный, кто проголосовал против этого документа, несмотря на участие в голосовании членов РПА, был опять-таки Ерджаник Абгарян. Последний в беседе с нами сказал, что если бы светлой памяти Ашот Навасардян был сегодня с нами, то он бы тоже выступил против этого договора. На вопрос, почему в 1995-ом подписание и ратификацию упомянутого договора посчитали возможным, наши собеседники ответили: времена были такие. Тогда Минская группа ОБСЕ не выдвигала предложения о решении нагорно-карабахского конфликта, не было тех гарантий и систем, которые были бы заинтересованы в нашем регионе и Армении. А сейчас, по словам «бывших», увеличились и расходы на военные базы, и притязания России, в том числе в экономическом, политическом, военном, региональном контекстах, они получили иной характер, стали экспансионистскими.
Мы попросили Ерджаника Абгаряна пояснить мотивы продления срока присутствия в Армении российских военных баз. Он отметил, что всегда был против российского военного и политического присутствия в Армении, считая это грубой исторической ошибкой. По мнению Абгаряна, армяно-российские отношения должны рассматриваться не в стратегической, а в тактической плоскости. Касаясь вопроса «Аравота», наш собеседник сказал, что Россия, продлив срока размещения своей базы в Армении гораздо раньше установленного срока, решила для себя четыре важные задачи: во-первых, РФ хочет получить возможность быть как можно ближе к армяно-грузинской границе; во-вторых, в случае необходимости по просьбе нелегитимных властей РА вмешаться во внутренние дела Армении, взяв под контроль будущие власти; в-третьих, в случае урегулирования проблемы НК по какому-либо варианту и после этого обеспечить свое военное присутствие в Армении, даже если в Армении возникнут антироссийские настроения; в-четвертых, пример отношений с Арменией проецировать на остальные страны СНГ, в частности на Беларусь, Таджикистан и Киргизию. По убеждению Е.Абгаряна, вассальные отношения с Арменией могут стать хорошим прецедентом для установления контроля и над этими странами.
Кстати, то, что в высказываниях Ерджаника Абгаряна есть большая доля правды, подтверждают и заявления российских деятелей и экспертов. Так, по сообщению «Радио «Свобода», заместитель директора московского центра «Карнеги» Дмитрий Тренин выразил мнение, что «подписание армяно-российского соглашения свидетельствует о том, что на постсоветском пространстве Москва осуществляет долгосрочную тактику» и что заключенное между РФ и Украиной соглашение о размещении Черноморского флота и армяно-российское соглашение – звенья одной цепи. По словам Тренина, другие эксперты не исключают, что это может иметь продолжение также в Молдове.