Офис Ай дата АРФ Дашнакцутюн претендует на лавры организатора провала антиармянского депутата, между тем шведских политических деятелей это удивляет
Власти Армении, конечно, удовлетворены тем, что в результате прошедших 19 сентября в Швеции парламентских выборов содокладчик по вопросу Армении ПАСЕ, представитель Умеренной консервативной партии – «Модератор» Горан Линдблад не был переизбран, а посему предусмотренный в октябре его визит в Ереван качестве содокладчика по вопросу Армении не состоится. Власти в лице Республиканской партии и руководителя и членов армянской делегации в ПАСЕ отнеслись к этим выборам крайне болезненно. Их основной аргумент состоял, конечно, не в том, что Линдблад в отличие от Джона Прескотта и Жоржа Коломбье, которые, по утверждению оппозиции и родных жертв событий 1 марта 2008 г., находились в кармане властей РА, мог создать неудобства для армянских властей. Публичный «антилиндбладовский» аргумент властей Армении состоял в том ,что в ходе своей деятельности в ПАСЕ этот депутат подписал все возможные антиармянские инициативы азербайджанцев и турок. Делая акцент именно на этом обстоятельстве, представители властей РА заявили, что в статусе содокладчика по вопросу Армении Линдблад не может быть беспристрастным.
Уже после состоявшихся в Швеции парламентских выборов, в результате которых выдвинутый кандидатом в городе Гетеборге Линдблад не набрал достаточного количества голосов, пресс-служба АРФ Дашнакцутюн распространила сообщение, в котором с воодушевленнием проинформировала о том, что «специальную работу с целью неизбрания Линдблада провела комиссия Ай Дата города Гетеборга, установившая связи и сотрудничество с местными партиями и общинами». Это утверждение вызвало серьезное сомнение, особенно с учетом того, что в Швеции и в частности Гетеборге нет большой и организованной армянской общины, а в Швеции, в отличие от США, Франции, Бейрута и других стран, Дашнакцутюн не имеет своих структур. Более того, в этой стране проживает всего 5-6 тысяч армян, причем в основном в Стокгольме и Убсала. Поэтому непонятно, как в условиях отсутствия решающего фактора воздействия армянской общины на выборы офис Ай Дата АРФД сумел помешать избранию Линдблада, тем более, что даже на выборах в Армении Дашнакцутюн не пользуется серьезным влиянием. Напомним также, что на последних парламентских выборах в Швеции партии левых, зеленых и Социал-демократическая партия этой страны, которые ввели в обращение в парламенте страны законопроект о признании Геноцида армян, получили меньше голосов, чем партия того же Линдблада.
Вчера мы попытались получить разъяснения по этому загадочному вопросу от бывшего пресс-секретаря Народной партии Армении Рузан Хачатрян, которая уже почти полтора года живет в Швеции. «Прочитав эту информацию, я сама удивилась, поскольку в Швеции нет многочисленной и хорошо организованной влиятельной общины. Более того, в отличие от городов Убсала, Оребро и Стокгольм, где имеются небольшие армянские общины, в Гетеборге, откуда Линдблад и был выдвинут кандидатом в депутаты, армян мало, и вряд ли с их помощью можно было осуществить лоббинг. Мне непонятно, через кого действовала партия Дашнакцутюн, пытаясь помешать избранию Линдблада. Да и я не представляю, чтобы в Швеции это можно было бы сделать. Думаю, это просто невозможно»,- отметила Р.Хачатрян. Наша собеседница расспросила об этом нескольких политических деятелей Швеции, но «они даже не понимали суть моего вопроса и спрашивали, каким образом кто-то мог уговорить их или избирателей не голосовать именно за Линдблада. Кроме того, для это требовались продолжительная работа, лоббинг, проведение встреч. Между тем в Швеции у нас нет такой общины, какая есть у турок. Возможно, есть отдельные дашнакцаканы, но партии, которая развернула бы подобную деятельность, нет. В Швеции нет и посольства Армении, и даже когда обсуждался законопроект о признании Геноцида армян, в зале присутствовал только посол Турции. Посол Армении Ара Айвазян в последний раз был в Швеции в апреле».
По словам Рузан Хачатрян, избирательная система Швеции рейтинговая, и возможно, что указанный в бюллетенях кандидат, будучи на последнем месте в списке, наберет больше всех голосов. Чем объяснить неизбрание Линдблада, бывший пресс-секретарь НПА затруднилась сказать, не исключив, что другие кандидаты-консерваторы провели более успешную предвыборную кампанию.
Касаясь воодушевления, которое вызвало в Армении неизбрание Линдблада депутатом, наша собеседница заметила: «Я не понимаю тот ажиотаж, который поднялся вокруг его личности. В Армении имеются проблемы, которые власти никак не хотят видеть и решить, и каждый раз они пытаются найти виновных в своих упущениях. На этот раз мишенью стал Линдблад. Я не могу сказать, насколько антиармянскими были его подходы и деятельность, но ясно одно: вся борьба вокруг Линдблада началась после того, как в начале года он подписал документ об участии армии в событиях 1 марта. Мы знаем, что во время мартовских событий армия действительно была использована, и в этом контексте неважно, хороший Линдблад или плохой. В данном случае его инициатива была правильной. Другой вопрос, что в плане документов азербайджанцы работали с ним успешно. В Армении мы всегда говорили, что на пропагандистском фронте азербайджанцы работают лучше – раздают документы, разъясняют их с собственных позиций, приводят аргументы, а армянская сторона этого не делает. Делегация Армении в ПАСЕ пытается только оправдать действующие власти даже в контексте событий 1 марта. Поэтому воодушевление вокруг неизбрания Линдблада мне непонятно. Не будет Линдблада – будет кто-то другой. Другое дело, что властям выгоден такой, как Прескотт, чтобы страна продолжала скатываться в пропасть»,- сказала Рузан Хачатрян.