— По некоторым сведениям, в ближайшее время Вы будете смещены с занимаемой должности. Вам что-нибудь известно об этом?
— Я продолжаю занимать пост председателя Центральной избирательной комиссии в сроки, установленные Избирательным кодексом, и выполняю предусмотренные законом свои обязанности. Что касается смещения с занимаемого поста, то полномочия члена ЦИК могут быть прекращены только в случаях, предусмотренных Избирательным кодексом. Один из таких случаев – представление заявления об отставке, что я не собираюсь делать.
— В представленном коалицией пакете изменений в Избирательный кодекс предлагается формировать комиссии по профессиональному принципу. Есть ли время на то, чтобы подготовить людей, и есть ли политическая воля к искоренению партийности в комиссиях?
— Разработка изменений в Избирательный кодекс началась намного раньше. Если помните, в предыдущих случаях изменения вступали в силу за 5-6 месяцев до выборов. В данном случае времени у нас больше года. Национальное Собрание подойдет к вопросу так, чтобы закон был готов хотя бы в первые месяцы 2011 г., то есть чтобы до выборов оставался примерно год. За это время ЦИК сможет осуществить все те изменения, которые будут вытекать из нового Избирательного кодекса. Должен с удовлетворением отметить, что впервые после 1999 года мы пытаемся не вносить изменения в ИК, а разработать новую редакцию закона. Это совершенно разные вещи. Что касается комиссий, то на первых двух уровнях – в ЦИК и окружных избирательных комиссиях – предусматривается иметь профессиональные комиссии. Это соответствует международным стандартам и лучшему международному опыту.
— Сколько профессиональных членов имеется в ЦИК на данный момент?
— Под понятием «профессионал» мы понимаем не лицо, которое должно быть назначено, а в первую очередь логику проекта, то есть то, кем данное лицо будет выдвинуто. Если партия предлагает самого квалифицированного кандидата, то это не может рассматриваться как профессиональное формирование комиссии. Гвоздь закона состоит в том, что на первых двух уровнях партийного выдвижения быть не может. Между тем в странах, наподобие нашей, которые идут по демократическому пути, члены комиссий почти во всех случаях руководствуются не требованиями закона, а интересами своих партий.
— Политизация мешает проведению нормальных выборов?
— Она препятствует осуществлению эффективного избирательного администрирования. Мой опыт председателя ЦИК показывает, что нам необходимо иметь кодекс, позволяющий осуществлять в первую очередь избирательное администрирование и иметь такой открытый процесс выборов, который позволит участникам выборам следовать избирательным процессам.
— Оппозиция тоже выдвинула ряд предложений. В частности, предлагается, чтобы комиссии формировало государство и оно же брало на себя всю ответственность за выборы.
— В проекте закона есть предложения, которые совпали с предложениями оппозиции. Кстати, последняя представила исключающие друг друга предложения. Между тем, если бы оппозиция разработала общие формулировки и представила их до 11 ноября в комиссию по государственно-правовым вопросам Национального Собрания, пользы было бы больше.
— ЦИК всегда была мишенью номер один, «художником» выборов…
— Я с этим не согласен, так как работу ЦИК меньше всего критиковали после 2005 г., когда мы имели двух представителей судебного департамента и представителя президента. Я имею в виду следующее: чем меньше партийных выдвижений, тем выше эффективность избирательного администрирования. До 1999 г. у нас были преимущественно партийные выдвижения, и европейские структуры давали одну и ту же оценку: «выборы не соответствуют международным стандартам». После 2003 г. все выборы удостаивались одной оценки: «соответствуют международным стандартам, но… » Сейчас нам нужно работать над тем, что следует после этого «но».