Иначе нельзя охарактеризовать ситуацию, когда заранее было ясно, какие телекомпании не примут участие в конкурсах и какой телеканал в каком конкурсе будет участвовать
В последние месяцы много писалось о том, что эфир не получит и телекомпания «Ар». Она не подала заявку на участие в конкурсе лицензирования республиканского вещания и сейчас претендует на то, чтобы стать телеканалом, вещающим на столицу и спецализирующимся на детско-юношеских, научно-образовательных и познавательных передачах. То есть название «Ар» останется, однако по содержанию это будет телеканал «Айреник». Обе телекомпании и до этого действовали по одному и тому же адресу и имели одного и того же директора в лице Арама Арутюняна, а также, разумеется, одного и того же владельца – собственника «Гранд Холдинга» Гранта Варданяна. В ответ на наше замечание о том, что телекомпании объединятся также в эфире, пресс-секретарь «Гранд Холдинга» Ваграм Брутян сказал: «На данный момент я не хочу говорить о содержании конкурсного предложения – 28 октября «Ар» подробно его представит. Почему «Ар»? Просто было решено объединить технические, кадровые и творческие возможности этих двух телекомпаний». Мы поинтересовались: а почему не попытались сохранить оба телеканала? Не потому ли, что до конкурса было достигнуто согласие о сокращении «медиа-империй» Гранта Варданяна и Баграта Саркисяна? Вот что ответил на это Ваграм Брутян: «Такой проблемы нет. Никаких предварительных договоренностей не было. Единственной проблемой, как я сказал, была необходимость объединить телекомпании и создать одно более мощное телевидение».
Информация о всех не участвующих в конкурсе телекомпаниях появилась в прессе заранее, однако эти сведения упорно опровергались, в частности, членами Национальной комиссии по телевидению и радио. А разве тот факт, что конкурсные заявки не представили именно те телекомпании, о которых на протяжении нескольких месяцев писали, что они не получат эфир, не служит доказательством предопределенности конкурсов? Отвечая на этот вопрос, эксперт Комитета защиты свободы слова Месроп Арутюнян сказал: «Это свидетельствует о том, что эти конкурсы – имитация конкурсов. То есть лицензирование будет, но конкурса как такового – нет, во всяком случае в 16-ти из 18 случаев. Однако самым серьезным доказательством имитации является следующее: имена заявкодателей держались в секрете до 21 сентября, когда НКТР опубликовала их на своем сайте. Это во-первых. Во-вторых, 5 конкурсов абсолютны одинаковы по всем условиям. Возникает вопрос: каким образом телекомпании, подавшие заявку на участие в конкурсах с 1-го по 5-й (напомним, что участниками этих пяти конкурсов являются «Армения», «Шант», «Второй канал», «Кентрон» и «Еркир медиа». – А.И.), решили, какая из них будет участвовать во 2-ом, какая в 3-м, а какая в 5-ом конкурсе? Логика подсказывает, что если телекомпания претендует на республиканское вещание, то она должна обратиться для участия в 1-ом конкурсе. Для участия в этом конкурсе могли обратиться 4 телекомпании. Если из НКТР последовала утечка информации о том, что «Армения» уже обратилась для участия в 1-м конкурсе, поэтому «Шант» нужно подать заявку на 2-й конкурс, тогда НКТР нарушила условия проведения конкурса. Если же утечки не было и телекомпании сами договорились между собой о том, какая из них в каком конкурсе будет участвовать, тогда в дело должна вмешаться Комиссия по экономической конкуренции, чтобы изучить, каким образом эти пять телекомпаний собираются делить между собой рынок. И третий вариант: поступило указание из соответствующего места относительно того, кто на какой конкурс должен подать заявку».
Пункт 6 резолюции 1620 ПАСЕ, принятой в 2008 г., гласит: «Ассамблея подтверждает, что в Армении существует необходимость формирования благоприятной среды для плюрализма мнений в электронных СМИ». Пункт 5 резолюции 1609 ПАСЕ гласит: «Текущий уровень контроля со стороны властей за электронными СМИ и регулирующими их деятельность органами, а также отсутствие действитеьно независимого и обеспечивающего плюрализм мнений общественного вещателя препятствуют формированию плюрализма мнений в поле СМИ». Если в телеэфире не появится новый игрок и картина останется прежней, что следует из этих конкурсов, есть ли надежда, пусть даже маленькая, на решение проблем, о которых на протяжении многих лет говорила не только ПАСЕ, но и многие другие международные структуры? «Я не питаю оптимистических надежд,- сказал Месроп Арутюнян. – Судя по той политике, которую проводят власти Армении, телевидение считается самым влиятельным средством информации, поэтому весь эфир должен находиться под контролем. В эфирном поле не должно быть ни одного канала, который не предоставлял бы неконтролируемую информацию. Тем более, что приближаются выборы 2012 года».
P.S. Председатель информационно-аналитического центра «Ноян Тапан» Тигран Арутюнян в ответ на наш вопрос, почему их телекомпания не подала заявку на участие в конкурсе, сказал: «В этой ситуации я не вижу шансов на победу».