Возможность стать нотариусами имеют дети и родственники высокопоставленных чиновников
Почему мы вспомнили об этом виде юридической деятельности? Дело в том, что на днях Министерство юстиции объявило о приеме в период с 1-го по 25-е ноября личных дел кандидатов в нотариусы для проведения аттестационных экзаменов. В результате проведенного нами расследования выяснилось, что на этот раз аттестационные экзамены назначены на декабрь и будут более чем представительными, а это является самым ярким доказательством того, что сейчас работа нотариуса очень престижна. В экзаменах примут участие дети и родственники известных общественности чиновников: родственник президента РА Микаел Минасян (разумеется, не зять), племянница премьер-министра Тиграна Саркисяна Татевик Саркисян, дочь члена коллегии Генпрокуратуры РА, начальника Управления по делам преступлений против человека Ваграма Шагиняна Асмик Шагинян, жена замминистра юстиции РА Николая Арустамяна Эмилия Арустамян, невестка считающегося одним из основных покровителей армянства Джавахка, проживающего в Москве Норика Теваняна Сюзанна Назинян, невестка генерала Аствацатура Петросяна и т.д. Все они уже прошли стажировку, необходимую для участия в аттестационных экзаменах и позволяющую претендовать на нотариальную деятельность.
Констатируем, что в связи с ожидающимся экзаменационным процессом уже заключены коррупционные сделки. Как уверяют наши источники, согласно действующему решению правительства РА «Об утверждении порядка проверки квалификации кандидатов в нотариусы», эти проверки организуются раз в год, и для участия в них необходимо, чтобы кандидат, как уже отмечалось выше, прошел как минимум годовую стажировку. В прошлом году аттестационные экзамены были проведены летом, и предполагалось, что в этом году они должны состояться в то же самое время. Между тем экзамены перенесены на декабрь исключительно по той причине, что не все родственники госчиновников успели за год накопить необходимый стаж. Речь идет, в частности, о дочери брата премьер-министра Тиграна Саркисяна. Летом у нее не было необходимого стажа, и экзамены пришлось отложить на несколько месяцев, чтобы Татевик Саркисян имела право принять в них участие. Для министра это не составило большого труда. При этом, как сообщили наши хорошо осведомленные источники, за всех указанных кандидатов уже хлопотали соответствующие чиновники. Понятно, что на уровне премьер-министра и министра будет сделано все не только для того, чтобы вышеупомянутые лица сдали экзамен, но и был решен вопрос их трудоустройства. Для этого нужно лишь спустить достаточное количество заявок на открытие нотариальных контор, что глава Минюста однажды уже сделал. В прошлом году он принял решение о создании в Ереване 5 нотариальных контор с тем, чтобы обеспечить работой своих близких, друзей, родственников, но в первую очередь дочь – Эльмиру Даниелян. И обеспечил в центре города. Благодатную почву для этого премьер-министр создал еще в 2008 г., когда якобы с целью устранения возникающих в нотариальных конторах очередей и повышения качества обслуживания граждан принял решение увеличить число этих контор.
Проблема, разумеется, заключалась не в том, чтобы помочь гражданам, а в том, чтобы обеспечить вакантные нотариальные места. И это в том случае, когда в Армении и в частности в Ереване количество нотариальных контор и без того превышало международные стандарты, согласно которым на 50 тысяч жителей полагается один нотариус, о чем неоднократно заявлял по телевидению главный нотариус РА М.Габоян. Сейчас в Ереване, где проживает 1 млн 200 тысяч человек, работают 30 нотариусов, то есть получается один нотариус на 40 тысяч человек.
Однако коррупция скрыта не только здесь. Дело в том, что для сдачи аттестационных экзаменов и получения лицензии на нотариальную деятельность открытие конторы еще недостаточно. Соответствующее разрешение, исходя из необходимости, должно дать правительство в лице министра юстиции Г.Даниеляна. Скажите, пожалуйста, как в этой ситуации министр должен решать, кого из сдавших экзамены родственников высокопоставленных чиновников обеспечить работой, а кого – нет? Проблема осложняется еще одним обстоятельством: чем больше нотариальных контор, тем больше конкуренция, а поскольку экономика Армении не привыкла к конкуренции, то и эта сфера будет постепенно монополизироваться, что сегодня уже наблюдается, а значит создается новая возможность для расширения масштабов коррупции. А поскольку доход нотариуса зависит от количества заключенных сделок, то начинает действовать другая закрытая и своеобразная коррупционная система. Таким образом, выиграет тот, кто сможет устроиться благодаря своим связям. В том, кому из вышеперечисленных кандидатов удастся преодолеть предстоящие экзамены и открыть нотариальные конторы, сомнений, конечно, нет. А вот как пресечь коррупцию, набирающую силу в данной сфере, сказать трудно, поскольку чиновники, которые объявили ей борьбу, сами содействуют коррупции.