Интервью министра обороны РА Сейрана Оганяна «Аравоту»
— Неуставные отношения – одна из основных внутренних проблем в вооруженных силах почти всех стран. В армянской армии, особенно в последний период, большое внимание уделяется вопросу искоренения неуставных отношений. С этой целью принимается ряд мер: повышение общей дисциплины, проведение воспитательной и психологической работы с личным составом, организация курсов по общественно-государственной подготовке, а также мероприятия, направленные на ознакомление и защиту прав человека, установленных законодательством РА. Однако в этом плане проведения работы только в вооруженных силах недостаточно. До призыва на обязательную военную службу молодые люди проходят через такие общественные институты, как семья, школа, вуз и т.д., в каждом из них получая как положительные, так и те отрицательные качества, которые потом более наглядно проявляются в условиях военной службы. По этой причине первоисточник происходящих в армии неприятностей следует искать не только в вооруженных силах, но и во всех звеньях общества. Вместе с тем каждый военнослужащий – от рядового до генерала – тоже может что-то сделать в этом направлении. И эти действия должны быть основаны на высоком самосознании и чувстве ответственности перед своим народом.
— Недавно один из моих знакомых предложил ввести в армии страхование жизни солдата. Это возможно?
— А что вы имеете в виду под «страхованием жизни»? Ответственность не только за жизнь, но и за здоровье и физическое состояние, соответствующие знания, подготовку и подготовленность, а также за внешний вид и обмундирование несет государство, в первую очередь посредством командира солдата. Эта ответственность четко сформулирована в уставе вооруженных сил в виде полномочий, предоставленных каждому командиру. Лучшей гарантией обеспечения жизни и здоровья солдата является выполнение установленных уставом обязанностей, в частности, правил обращения с оружием и других правил безопасности. Не секрет, что подавляющее большинство случаев, угрожающих жизни и здоровью солдат, происходит из-за невыполнения или невнимательного выполнения ими уставных обязанностей.
— Общество осведомлено о том, что коррупция пустила глубокие корни и в армии. Это заметно даже невооруженым глазом. Что Вы как министр обороны думаете о наиболее видимых коррупционных явлениях в этой сфере? Разве указанное явление не активизируется именно в период призыва?
— В любой системе коррупция, как известно, деструктивное явление, которое зависит не от механизмов системы, а от моральных норм каждой личности. В направлении пресечения и искоренения этого явления в армии используются все доступные средства. Единственной проблемой в процессе призыва являются, пожалуй, коррупционные риски. В тех случаях, когда для выявления нарушений усилий Министерства обороны оказывается недостаточно, военный призыв должен стать нашей общей проблемой – общества, родителей, тех же призывников. Это обстоятельство должны учитывать все, и при выявлении недостатков, упущений или злоупотреблений обращаться в первую очередь в действующий при министре обороны общественный совет. У нас есть «горячая линия», можно позвонить в любое время, обратиться в Министерство обороны, к руководству Генштаба, лично ко мне. В рамках закона мы положительно решим любой вопрос.
— В последнее время участились случаи применения насилия к солдатам со стороны офицеров и командиров, имеются жертвы. Об этом много пишут, поступают сигналы. На Ваш взгляд, почему подобных случаев стало намного больше?
— Не хочу говорить о том, что аналогичные случаи происходят во всех армиях мира. Хочу, чтобы наши соотечественники знали: при таких потерях первыми мы испытываем боль и в первую очередь это у нас вызывает тревогу. Мы общаемся с родителями этих военнослужащих, пытаемся облегчить их боль, как-то утешить. Я думаю, в этом направлении нам еще предстоит поработать. Мы разделяем тревогу общества, если высказывается конструктивная критика, которая не направлена на дискредитацию или политизацию армии. Мы серьезно работаем над тем, чтобы свести эти нарушения к минимуму. Но хотелось бы также отметить, что, согласно статистике, с момента создания Вооруженных сил РА и по сей день количество случаев, произошедших вследствие неуставных отношений, не увеличилось, как вам кажется, а значительно сократилось. Просто произошедшие в последний период качественные изменения в средствах информации, а также проводимая Министерством обороны РА политика прозрачности позволяют предоставлять большую информацию о подобных случаях. Я неоднократно говорил и сейчас хочу повторить: Министерство обороны РА прилагает все усилия для выявления и пресечения подобных явлений, наказания виновных по всей строгости закона. Общественные структуры и в частности пресса должны помогать нам в этих процессах, а не использовать такие поводы для того, чтобы уронить авторитет армии в глазах общества. Высказываемые в некоторых газетах и на интернет-сайтах мнения об армии не носят характер конструктивной критики и иногда просто безосновательны. Как и любое ведомство и организация, вооруженные силы тоже имеют проблемы, которые должны быть выявлены, изучены и устранены. В этом деле Министерство обороны готово к многостороннему сотрудничеству с любой общественной организацией, с любым институтом, которые проявляют заботу об армии.
— Господин министр, как Вы относитесь к участившимся антиармянским и воинственным заявлениям со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева? По мнению некоторых аналитиков, это означает, что позиции Армении ослабели.
— Начну с того, что позиции Армении в поле карабахского конфликта не ослабели. Наоборот, и в военном, и в дипломатическом отношении Армения и Нагорный Карабах сегодня готовы противостоять любому территориальному посягательству в большей степени, чем в начале 1990-х. В настоящее время ослабление позиций, как вы сказали, больше касается азербайджанской стороны. Руководители этого государства хорошо осознают, что решить карабахский конфликт силовым путем, как показывает опыт, нельзя. Каждая новая попытка изначально обречена на неудачу и еще больше ухудшит положение Азербайджна как во внешнеполитическом, так и во внутриполитическом поле. А воинственные зявления Ильхама Алиева можно прокомментировать как оставшееся в его арсенале единственное средство, с помощью которого он пытается не потерять свой электорат или воспрепятствовать необратимому процессу укрепления независимости и международного признания Карабаха.
— Но ведь военный бюджет Азербайджана продолжает увеличиться, эта страна приобретает новые виды вооружения и продолжает открыто говорить об этом.
— Навязанную Азербайджаном гонку вооружений Армения уравновешивает совершенствованием качества вооруженных сил РА, а также расширением военного сотрудничества с системами международной безопасности и рядом стран. Не забывайте, что статистика истории войн показывает, что количественное превосходство в бою вовсе не предопределяет его исход. Основываясь на примере карабахской войны, можно с уверенностью сказать, что в деле достижения успеха в бою более важную роль играют такие факторы, как морально-психологическое состояние и боевой дух личного состава, местность, оперативные способности и интеллектуальные качества командиров. Вместе с тем вы должны знать, что сегодня в распоряжении наших вооруженных сил имеется современное оружие, и мы тоже приобретаем новую технику, не вступая в гонку вооружений.
— Известно, что те, кто демобилизуется из армии, трудно интегрируются в общество. Есть ли у министерства программа мероприятий, которые могут помочь демобилизованному солдату быстрее интегрироваться в общество?
— Прежде всего следует отметить, что ряд мероприятий, которые осуществляются в армии, в том числе работа по общественной подготове и с личным составом, направлены на информирование солдат об общественных, политических и других процессах, которые происходят в Армении и других странах. В соответствии с распорядком дня воинской части личный состав может получать информацию также по телевизору, по радио и из газет, которые предоставляются воинским частям. Учитывая доступность источников информации в армии, а также то, что информация – одно из основных условий полноценного существования в обществе, не думаю, что интеграция в общество завершившего службу в армии молодого человека может вызвать серьезные проблемы. В то же время только приобретенные в ходе армейской службы физическая и духовная стойкость, рабочая дисциплина, а также знания и навыки владения оружием и военной техникой могут помочь интегрироваться в общество. На мой взгляд, именно служба в вооруженных силах является первым шагом к интеграции в общество.