уверен секретарь парламентской фракции Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов
— Для нас саммит примечателен с нескольких точек зрения. Во-первых, в выступлениях руководителей делегаций стран-сопреседателей прозвучали ключевые мнения, на основе которых и должен быть урегулирован карабахский конфликт. Президент России подчеркнул, что на пути разрешения проблемы применение силы или угрозы применения силы исключено. А это конкретный мессидж Азербайджану о том, что Россия никогда не будет приветствовать применение силы. Дмитрий Медведев также отметил, что в вопросе урегулирования конфликтов не должны действовать двойные стандарты и что все конфликты должны регулироваться на одной и той же основе. Древнегреческая поговорка – что разрешено Юпитеру, то не разрешено быку – уже устарела, поэтому не исключено, что прецедент того же Косово может быть повторен в случае с Карабахом. Госсекретарь США Хиллари Клинтон, сославшись на Хельсинкский заключительный акт, вновь подчеркнула, что проблемы должны решаться в контексте известных принципов. А что это, если не предупреждение Азербайджану, который, «забывая» о принципах самоопределения и неприменения силы, ссылается только на принцип территориальной целостности. Те же акценты содержались в выступлении премьер-министра Франции. Забегая вперед, отмечу, что президент Армении, говоря о гонке вооружений, подчеркнул, что хотя весь мир осуждает гонку вооружений, Азербайджан не только наращивает свой военный потенциал, но и хвастается этим. Речь нашего президента была мессиджем соответствующим структурам о проявлении адекватного отношения к Азербайджану, поскольку постоянно вооружающееся и гордящееся этим государство может представлять угрозу для мира в регионе.
— В Астане было подписано пятистороннее заявление. Может ли это привести к существенным изменениям в процессе карабахского урегулирования?
— Это заявление, по сути, содержит в себе один важный пункт, который за всю историю проблемы Карабаха появляется впервые. Это ссылка на Устав ООН, в котором четко записано, что одной из целей ООН является право наций на самоопределение. Известно, что принципы служат цели. Это означает, что в косвенной, а также, почему нет, в прямой форме приоритетным признается право на самоопределение. Я думаю, что в Астане ожидания Азербайджана не оправдались, и пожалуй, именно этим обусловлено то, что президент этой страны уклонился от участия в трехсторонней встрече.
— То, что Вы говорите, внушает оптимизм. Но ведь политика намного сложнее. Какое влияние может иметь Астана и сделает ли Азербайджан соответствующие выводы?
— Хочу обратить ваше внимание на следующее. В своем выступлении Серж Саргсян четко расставил акценты и отметил все нужные пункты. Президент, во-первых, обратил внимание на тот факт, что НКР обрела независимость в сответствии с действующими в то время законами, то есть точно так, как другие советские единицы. Президент сказал также об азербайджанской агрессии, напомнив о том, что войну начал Азербайджан. Следующим важным обстоятельством является то, что Серж Саргсян еще раз заявил: для нас и для международных структур силовое решение неприемлемо. Кроме того, он обратил внимание на осуществляемый Азербайджаном культурный геноцид. Президент констатировал еще один важный факт: вместо того, чтобы думать о решении проблемы, Азербайджан делает все, чтобы навредить Армении. И, наконец, самое главное: руководитель нашей страны еще раз заявил, что Нагорный Карабах никогда не был и не будет в составе Азербайджана, и карабахский вопрос будет решен волеизъявлением народа Нагорного Карабаха. А это не что иное, как реализация права народа на самоопределение. Позиция армянской стороны состоит в следующем: проблема должна быть решена путем мирных переговоров. Но если другого выхода не останется, то Армения признает независимость НКР. Я думаю, это было целостное выступление, и международные структуры это восприняли.