Вооружение: для того, чтобы воевать или избежать войны?
Накануне парламент Азербайджана ратифицировал договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Азербайджаном и Турцией, подписанный президентами двух стран в Баку 16 августа 2010 г. Примечательно, что положения этого соглашения держались в строгом секрете, но когда после ратификации они были рассекречены, многие аналитики убедились, что основная цель этого документа – уравновесить подписанный в августе этого года в Ереване договор об армяно-российском стратегическом партнерстве.
Турецко-азербайджанский договор состоит из 23 статей и 5 разделов: «Военно-политические вопросы и вопросы безопасности», «Вопросы военного и военно-технического партнерства», «Вопросы экономического партнерства», «Гуманитарные вопросы», «Общие и заключительные вопросы». Во второй статье договора говорится, что если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению или агрессии со стороны третьего государства или госудрств, то стороны, используя все возможности, окажут друг другу взаимную помощь. Третья статья предусматривает тесное сотрудничество в сфере оборонной и военно-технической политики. Стороны обязались также противодействовать вызовам региональной и международной стабильности, безопасности, в частности, терроризму во всех его проявлениях – финансирование, организованные преступления, отмывание денег и т.д.
Председатель Либеральной партии Армении Ованнес Ованнисян, отвечая вчера на вопрос «Аравота», можно ли расценивать все это как подготовку к войне, особенно на фоне участившихся в последнее время милитаристских заявлений Азербайджана, сказал: «Азербайджан готовится к войне не только посредством этого документа, но и путем вложения очень серьезных сумм. Так, в последние годы Азербайджан тратит на свой военный бюджет миллиарды. Бюджетом 2011 г. на военную сферу предусмотрено почти 3 миллиона долларов, а эти суммы просто так не расходуются. В Азербайджане создано министерство вооружений, бюджет которого превышает один миллиард. Эта страна явно готвоится к войне и собирается решить вопрос Карабаха силовым путем». В подтверждение сказанного наш собеседник сослался и на договор о турецко-азербайджанском военном сотрудничестве. Особое внимание Ованнисян обратил на тот пункт договора, в котором говорится, что если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению или агрессии со стороны третьего государства или государств, то стороны, используя все возможности, окажут друг другу взаимопомощь.
Ованнес Ованнисян представил и другую сторону «медали»: «А что делает Армения? Армения заключает аналогичные договоры с Россией, представители Вооруженных сил РА постоянно ведут в Москве переговоры. Такое впечатление, что обе стороны готовятся к войне». На вопрос, может ли свестись на нет достигнутая на саммите ОБСЕ в Астане договоренность о том, что проблема Нагорного Карабаха должна быть решена исключительно мирным путем, наш собеседник ответил: «Перед войной всегда подписываются соглашения о мире. Возможно, формулировки несколько жесткие, но на самом деле все это вызывает серьезную тревогу. Что касается Астанинского соглашения, то следует уточнить, какое соглашение имеется в виду – то, по которому семь освобожденных районов должны быть возвращены Азербайджану? Этот документ подписал Серж Саргсмян, вот пусть он и возвращает, в противном случае война будет неизбежна. Нельзя подписывать одно, а делать другое».
Наш собеседник не согласился с мнением о том, что посредством увеличения военного бюджета Азербайджан решает также проблемы отмывания денег и обогащения за счет армии. «Конечно, в азербайджанской армии, как в армянской, есть коррупция, однако надеяться на то, что истинная цель увеличения военного бюджета – это прикарманивание денег, несерьезно. Возможно, масштабы коррупции в азербайджнской армии больше, чем в нашей, поскольку там и суммы большие. Но питать подобные надежды неправильно»,- отметил лидер ЛПА.