А вопросы противодействия им решаются в кабинете Сержа Саргсяна
Вчера мы обратились к координатору по внешним связям Армянского Национального Конгресса, бывшему дипломату, бывшему пресс-секретарю МИД Владимиру Карапетяну с целью узнать его точку зрения о том, какие вызовы могут встать перед Арменией во внешнеполитической сфере в нынешнем году. И хотя г-н Карапетян признался, что говорить о внешнеполитических вызовах в разрезе целого года очень сложно, тем не менее он попытался представить некоторые проблемы, не забыв подчеркнуть, что «цель внешней политики – создание благоприятных условий для развития страны», в связи с чем «Армения должна обязательно создать за рубежом такую среду и установить такие отношения со своими соседями и заинтересованными игроками в нашем регионе, которые могут способствовать решению наших внутренних вопросов».
Ниже представляем суждения члена АНК без наших вопросов.
Нагорный Карабах
Первоочередным вызовом, который стоит перед Арменией, конечно, является урегулирование нагорно-карабахского конфликта. В последнее время много говорится о нынешнем этапе в процессе урегулирования проблемы НК. Наиболее характерным является мнение о том, что в переговорном процессе взят тайм-аут, и это обусловлено не желанием Сержа Саргсяна, а инициативой Ильхама Алиева.
Серьезным вызовом я считаю ожидающуюся в ближайшее время публикцию отчета о ситуации в сопредельных с Нагорным Карабахом районах, подготовленную оценочной группой ОБСЕ. Пожалуй, имелась предварительная договоренность о том, что отчет будет закрытым и должен быть представлен только в Вене, в постоянном совете ОБСЕ. Однако на днях поступили сведения о том, что Азербайджан собирается обнародовать этот доклад и даже внести его в повестку ООН. Я уверен, что Азербайджан сделает все, чтобы воспользоваться положениями этого доклада, который должен быть опубликован в конце февраля. А эти положения не могут быть проармянскими, тем более, что Азербайджан представляет эти территории как оккупированные, что является консенсусным подходом со стороны международной общественности. Содержание и последствия этого документа я также расцениваю как вызов, поскольку считаю, что в частности и этим докладом был обусловлен перенос Азербайджаном намеченного на декабрь прошлого года обсуждения в ООН вопроса Нагорного Карабаха на то время, когда указанный доклад уже будет опубликован и Азербайджан сможет использовать благоприятные для себя положения этого документа в будущем проекте резолюции ООН. А эта резолюция, в конечном счете, будет использована в процессе переговоров. На данный момент трудно сказать, как будут проходить переговоры и станут ли Мадридские принципы, которые армянская сторона признает в качестве основы для переговоров, основным документом, вокруг которого будут продолжены переговоры, или Азербайджан будет настаивать на какой-то новой резолюции, на основе которой и предложит сопредседателям возобновить переговоры.
Армяно-турецкие отношения
Другим вызовом для нас продолжаются оставаться армяно-турецкие отношения, хотя на этом фронте у меня никаких ожиданий нет. Сержу Саргсяну удалось завести в тупик ситуацию по улучшению армяно-турецких отношений. Кстати, он сам это спрогнозировал, заявив, что если этот этап не принесет успеха, то мы окажемся в еще более трудном положении. В этом вопросе он оказался прав, жаль только, что не прислушался к оценкам оппозиции и конкретно в этом вопросе фактически втянул страну в авантюру. По обоим процессам – урегулированию нагорно-карабахского конфликта и нормализации армяно-турецких отношений – прогнозы оппозиции оправдались, а подходы властей, наоборот, полностью провалились, и в обоих вопросах мы не добились прогресса.
Соседние страны
Важное значение я придаю также отношениям Армении с соседними странами, в частности с Ираном и Грузией, и хочу подчеркнуть то обстоятельство, что президент соседней с нами страны Ахмадинежад после переизбрания не посетил Армению, хотя существует практика – после переизбрания руководители государств посещают соседние страны. Вообще сейчас контакты с этой страной осуществляются на более низком уровне. И с Грузией последнее общение проходило в феврале прошлого года, когда Серж Саргсян с неофициальным однодневным «туристическим» визитом отправился в Батуми для ознакомления с тем широкомасштабным строительством, которое ведется в этом городе. Надеюсь, что ожидающийся в январе визит Саакашвили будет более содержательным, и для отношений между двумя странами, наконец, будет создана нормальная среда.
Я бы также отметил приоритеты Армении в направлении европейской интеграции, где нам многое нужно сделать именно внутри страны, поскольку мы еще не решили многие внутренние проблемы. Перспектива успеха в направлении евроинтеграции, на мой взгляд, весьма туманна, поскольку Армения не спешит выполнять выдвинутые Евросоюзом условия подписания договора об ассоциации в этой структуре, что наша страна обязалась сделать. В этом плане примечательно озвученное в конце прошлого года комиссаром по вопросам расширения и политики европейского соседства ЕС Штефаном Фюле жесткое заявление о том, что в Армении некоторые политические деятели только дают обещания вместо того, чтобы заниматься делом.
ПАСЕ-Армения
Известно, что международные структуры действуют в определенном формате, в рамках которого вопросы ставятся очень четко. А поскольку наша страна находится под мониторингом ПАСЕ, то для обсуждения в этой структуре вопроса Армении сопредседатели должны были по меньшей мере приехать сюда и составить доклад. Только после этого доклад мог быть представлен на пленарной сессии ПАСЕ. Известно, что в 2010 году содокладчики ПАСЕ по Армении по ряду причин не прибыли в Ереван. А поскольку они не прибыли и не составили доклад, то вопрос Армении не мог быть представлен в ПАСЕ. Сейчас содокладчики уже заверили, что в феврале посетят Армению и по результатам этого визита подготовят доклад. В январе в Армению прибудет и комиссар по правам человека СЕ Томас Хаммарберг, доклад которого также может оказать воздействие на ереванский визит содокладчиков, их настроения и содержание доклада. Однако чисто формально доклад может быть представлен на пленарном заседании ПАСЕ только после визита содокладчиков, и я думаю, что очень важно, какова будет ситуация в стране в плане политзаключенных, раскрытия дела «1 марта», демократических свобод. Строить прогнозы трудно, так как все возникающие по этим вопросам проблемы решаются в кабинете Сержа Саргсяна. Не исключаю что он опять представит международной общественности какой-нибудь имитационный шаг, который ПАСЕ может расценить как прогресс.