Участвовавшие во вчерашнем заседании Бюро ПАСЕ Давид Арутюнян и Эрмине Нагдалян комментируют решение о воссоздании специального подкомитета по вопросу Нагорного Карабаха
На заседании Бюро свою позицию сперва представил председатель ПАСЕ Мевлют Чавушоглу, после него выступил Давид Арутюнян. Выступление армянского делегата было построено на положениях, изложенных в письме делегации Армении от 25 января. «Я заявил, что поскольку это письмо не было распространено, то оно должно считаться неотъемлимой частью моего выступления»,- сказал Давид Арутюнян. Затем выступил руководитель делегации Азербайджана Самед Сеидов. Обобщил заседание Мевлют Чавушоглу. «Голосования как такового не было, поскольку ни одна из пяти политических групп не выдвинула возражения»,- сообщил г-н Арутюнян. Получается, что хотя армянская сторона представила свою позицию и аргументы, они не были услышаны? – спросили мы. «Получается, что так,- сказал руководитель армянской делегации. – Я думаю, это очень плохо для Ассамблеи, так как она может оказаться в той же ловушке, в какой оказалась в случае с российско-грузинским конфликтом. Впервые в ПАСЕ российские и грузинские делегаты отказались от противостояния и пришли к согласию вокруг единого подхода, что уже позволит проводить более успешную работу. К сожалению, Ассамблея не смогла понять, что ее роль должна состоять не в вызове нового противостояния и создании арены для агрессивных споров, а в рассмотрении вопросов, которые могут быть решены в рамках ее возможностей».
В письме от 25 января отмечалось, что делегация Армении предложила некоторые шаги по ослаблению напряженности, которые остаются в силе, однако ни один из этих шагов, к сожалению, не был обсужден. На вопрос, что конкретно было предложено, Давид Арутюнян сказал: «Самое простое предложение состоит в том, чтобы на заседаниях Ассамблеи обе стороны не использовали друг против друга агрессивную риторику и лексику, не выдвигали взаимных обвинений, поскольку все от этого устали, и такая атмосфера делает невозможной дальнейшую работу. Мы сказали: если не можете решить этот элементарный вопрос, по которому один раз была достигнута договоренность, нарушенная спустя всего час , то на чем основана уверенность, что подкомитет сумеет улучшить отношения между двумя обществами? Мы предложили начать с решения этого элементарного вопроса, и только добившись успеха, идти дальше».
Эрмине Нагдалян как председатель комиссии по экономическим отношениям и развитию, является также членом Бюро ПАСЕ. (Заметим, что это редкий случай, когда заменяющий член делегации становится председателем комиссии. Кроме того, за 10-летний период членства Армении в СЕ Эрмине Нагдалян является единственным армянским делегатом, выступившим с двумя докладами).
На наш вопрос, чем объяснить, что на заседании Бюро ПАСЕ никто, даже представители стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, не подержал позицию Армении, Эрмине Нагдалян ответила: «Один из представителей стран-сопредседателей Минской группы отсутствовал, поскольку из-за важных событий в России за 2-3 дня до этого отбыл из Страсбурга. Делегат другой страны-сопредседателя – Франции, Жан-Клод Миньон, находился в зале, но не выступил, видимо, из-за общей атмосферы. Армен Рустамян и Наира Зограбян заранее встречались с ним. И казалось, что представитель страны-члена Минской группы должен был четко высказаться в пользу той точки зрения, которая была представлена сопредседателями».
Мы также поинтересовались, сыграло ли решающее значение для формирования такой атмосферы и принятия соответствующего решения то обстоятельство, что ПАСЕ руководит турецкий делегат, да и председательство в Комитете министров СЕ перешло к Турции. «Возможно, что двойное председательство Турции сформировало определенную среду, в условиях которой наши коллеги предпочли молчать и не углубляться в вопрос,- сказала Эрмине Нагдалян. — Во всяком случае поступила информация о том, что не создается новый подкомитет, воссоздается старый». Ранее, когда этим подкомитетом руководил лорд Рассел-Джонстон, г-жа Нагдалян участвовала в его заседаниях. «И мы, и азербайджанцы помним, что этот подкомитет предпринял несколько тщетных попыток организовать обсуждения, какую-то работу. Но все это продолжалось меньше одного дня. Все договоренности, которых мы достигали с азербайджанцами – улучшить отношения между делегациями, сформировать атмосферу доверия – оставались в стенах той комнаты, где проходило заседание подкомитета. Встреча завершалась, и через час начиналось то же самое: грязные сплетни, необоснованные, сфабрикованные слухи, обвинения, которые всякий раз опровергались, и для опровержения каждый раз тратились усилия и время. Но потом поток обвинений повторялся. Сейчас мы оказываемся в аналогичной ситуации. Я глубоко убеждена, что и этот подкомитет ничего не сможет сделать».
P.S. Председателем временной комиссии стал делегат Испании, 38-летний Жорди Хугла-и-Коста, кандидатуру которого выдвинула фракция Альянса либералов и демократов. На наш вопрос, проводилось ли совещание с делегацией Армении по этой кандидатуре, Давид Арутюнян дал отрицательный ответ.