На прошлой неделе в газете «Аравот» было опубликовано интервью с бывшим министром и бывшим послом Гагиком Шахбазяном. Если читатель помнит, он сделал ряд заявлений, содержавших голосовные обвинения в адрес бывшего президента РА Роберта Кочаряна. Хотелось бы в нескольких пунктах коснуться этого интервью и представить истину.
2. Роберт Кочарян не помнит ни одного случая, чтобы Г.Шахбазян, работая в правительстве, высказал бы собственное мнение, а тем более спорил с премьер-министром. Он был уставшим, напуганным, исчерпавшим себя чиновником с трясущимися руками. Судя по всему, Шахбазян, увлекшись слухами об оппозиционности Роберта Кочаряна властям, решил напомнить о себе – а вдруг удастся отхватить должность?
3. О долге предприятий. Реальный размер долга был намного больше. Было принято компромиссное решение. Следует напомнить, что почти все имевшие долги предприятия были государственными и накопили эти задолженности под руководством или при непосредственном участии государственных чиновников (в том числе Г.Шахбазяна), которые были просто погружены в экономическую деятельность этих предприятий. Это, пожалуй, было довольно выгодным занятием. Кстати, неурегулированность данной проблемы мешала отношениям правительств РА и РФ, перекрывая путь для более или менее крупных инвестиций. Именно урегулирование этой проблемы явилось мощным стимулом для начала широкомасштабного сотрудничества в экономической сфере. Первым шагом стало создание «АрмРосгазпрома», что позволило на протяжении 10 лет не менять в Армении тарифы на электроэнергию и газ. Тогда, по сути, было устранено препятствие, мешавшее развитию двусторонних экономических отношений.
4. Мог ли Роберт Кочарян, будучи премьер-министром, единолично принимать решение по данному вопросу, как утверждает Г.Шахбазян? Вспомните положения Конституции РА, действовавшей до 2007 г. Ведь заседания правительства премьер-министр вел по поручению президента. Более того, президент ратифицировал все решения правительства, в противном случае они не вступали в силу. Вспомните, тогда Армянское общенациональное движение имело в парламенте стабильное большинство, которое служило надежной опорой для Тер-Петросяна. Очевидно, что этот вопрос просто не мог быть решен без обсуждения с президентом. Жизнь доказала, что это было оправданное и своевременно принятое решение.
5. Именно в период президентства Роберта Кочаряна были прекращены все бартерные сделки, страна отказалась от различного рода торговых кредитов. То есть от всего того, чем так любил заниматься в правительстве РА Г.Шахбазян. Общеизвестно, что именно такие сделки содержали в максимальной степени коррупционный компонент. Более того, в годы президентства Кочаряна были погашены все долги по вовлеченным до этого торговым кредитам (индийскому, китайскому, российскому), а соотношение внешнего долга и ВВП было доведено с 46% до 13%.
А в Соединенные Штаты Г.Шахбазян, судя по всему, сбежал по той причине, что были возбуждены уголовные дела в связи с прикарманиванием торговых кредитов, и ряд бывших должностных лиц был привлечен к ответственности. Наверное, у него тоже была причина бояться.