Оно сейчас занятом мусульманским миром и более глобальными проблемами
«Рассмотрев вопросы практической реализации трехстороннего заявления, принятого в Астрахани 27 октября 2010 года, президенты в дополнение к предусмотренным в нем мерам договорились о следующих шагах по дальнейшему укреплению доверия:
1. Завершить в кратчайшие сроки обмен военнопленными
2. Стремиться решать все спорные вопросы мирными средствами и проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня с участием сторон под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ и при содействии специального представителя действующего председателя ОБСЕ.
Президенты подчеркнули важное значение своих регулярных контактов по вопросам нагорно-карабахского урегулирования и договорились продолжить их в таком формате в дополнение к работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ».
И все же, по мнению аналитика, идельным форматом переговоров по карабахской проблеме является Минская группа, и то, что в этом вопросе одна из стран-сопредседателей МГ – в данном случае Россия, берет инициативу в свои руки, опасно с точки зрения стабильности региона. В случае, когда в рамках МГ ОБСЕ сочетаются интересы трех сверхдержав – РФ, США и Франции, которая, по словам Степана Григоряна, фактически представляет позицию ЕС, можно найти более объективное решение, поскольку если оставить все на усмотрение России, то неизвестно, чем это закончится, считает политолог. «Сегодня очевидно, что Россия не заинтересована в скорейшем урегулировании проблемы Нагорного Карабаха. Но с другой стороны России не выгодно, чтобы в зоне соприкосновения развернулись широкомасштабные действия. Однако неизвестно, какое решение Россия примет завтра или послезавтра, изменится ли ее позиция по данному вопросу. Например, не решит ли она пересмотреть что-либо в нашем регионе? Что произойдет в этом случае? Поэтому будет величайшей ошибкой позволить одной конкретной стране взять в свои руки инициативу в вопросе урегулирования нагорно-карабахской проблемы. К счастью, сегодня США и Евросоюз проявляют интерес к нашему региону»,- сказал Степан Григорян. В качестве подтверждения своих слов он отметил, что «даже администрация Барака Обамы, которая не очень активна на Южном Кавказе, после событий в арабском мире поняла, что в таких важных вопросах недопустимо выпускать процессы из рук. Именно поэтому в последнее время высокопоставленные американские дипломаты, если вы заметили, часто посещают регион, в том числе и Армению».
Возвращаясь к переговорам в Сочи, Степан Григорян еще раз подчеркнул: «Еще после Астраханского саммита, в ходе которого, кстати, был достигнут довольно положительный результат, я несколько раз говорил, что в ближайшее время ожидать больших подвижек в деле урегулирования карабхского конфликта бессмысленно, поскольку между сторонами все еще сохраняется атмосфера недоверия, и Армения, Карабах и Азербайджан не готовы даже к самому идеальному варианту решения». По словам С.Григоряна, это понимают также международное сообщество и сопредседатели Минской группы, поэтому сейчас нужно заниматься не только поисками решения, но и в первую очередь формированием атмосферы доверия, ослаблением напряженности в регионе. » Если вы заметили, Литва как страна, председательствующая в ОБСЕ, предложила отвести снайперов с линии соприкосновения, провести обмен военнопленными или телами убитых. То есть сегодня необходимо решить те вопросы, которые уменьшат напряжение на линии соприкосновения и сформируют атмосферу доверия между нашими обществами. Найти в ближайшее время решение проблемы Нагорного Карабаха будет трудно, но сделать конкретные шаги в этом направлении можно и необходимо. Во время сочинской встречи именно в этом напрвлении был сделан небольшой шаг, и сейчас пришло время его осуществить».
На вопрос, означает ли это, что ожидание урегулирования карабахской проблемы и реальные действия отодвинуты на второй план, политолог сказал: «Да, это так. В последнее время активность по проблеме НК носила искусственный характер, и это было очевидно. Все понимают, что и США, и России, и Европе, грубо говоря, не до Карабаха. Посмотрите, какие процессы мирового масштаба идут в мусульманском мире. Я не могу однозначно ответить на вопрос, выгодно Армении такое положение вещей или нет, но очевидно, что эти события окажут определенное воздействие на наш регион и сильно повлияют на политику России, Соединенных Штатов и Европы. Ведь это не борьба за свободы внутри какой-то одной страны, а целая цепь процессов, которые приведут к изменениям во всем мире. Фактически несколько десятков стран подвергаются трансформации, и это происходит по цепной реакции. На этом фоне ускорение процесса урегулирования или урегулирование маленькой, но важной проблемы – нагорно-карабахского конфликта – будет просто абсурдом, что доказала и встреча в Сочи. В этих условиях не следует ожидать глобального решения карабахской проблемы. В Сочи был просто предпринят шаг или попытка ослабить напряженность. Только и всего».