Вице-спикер Национального Собрания РА Самвел Никоян уверен, что шаги оппозиции укладываются в логику предвыборного года
— В нашей стране митинги проводятся постоянно. Упомянутая Вами политическая сила в последние годы регулярно проводит митинги, высказывая критику, угрозы, требования, предложения. Все это следует рассматривать как политический процесс, как форму взаимоотношений общества и власти. Если же имеют место неприемлемые или противозаконные заявления или действия, то дается адекватный ответ.
— Было бы естественно, если бы в отношениях между властями и АНК проявлялись жесткость и нетерпимость, если бы между ними существовала конфронтация, но ситуация совсем другая. Первый президент РА публично заявил, что они намерены заниматься не кикбоксингом, а игрой в шахматы. А шахматы, как известно, хотя бы внешне предполагают спокойную обстановку, а не кулаки. Это борьба интеллекта. Власти и АНК, пожалуй, действительно играют в шахматы. Означает ли это, что Конгресс просто готовится к очередным выборам?
— Не секрет, что в свете требования о проведении внеочередных выборов каждый имеет в виду процесс подготовки к очередным выборам. И сейчас требование о внеочередных выборах никто уже не воспринимает всерьез. Что касается подготовки любой политической силы – и оппозиционной, и властной – к очередным выборам, то это вполне нормальное явление. Если вы заметили, в последнее время действий политических сил продиктованы предвыборным фактором.
— Сложилось такое впечатление, что площадь Свободы стала своеобразным яблоком раздором как между оппозицией и властями, так и внутри оппозиции. Там проводил голодовку лидер партии «Наследие», потом на эту площадь вошли сторонники АНК. Что касается власти, то она всегда была там.
На первый взгляд площадь Свободы можно считать яблоком раздора. И за последние три года это «яблоко раздора» стало важной составляющей политической борьбы. Еще раз повторяю, если там проводятся митинги, во время которых не нарушаются законы, то к этому следует относиться нормально. Но если площадь используется для осуществления процессов, которые могут иметь нежелательные последствия для нашего государства, то государство, разумеется, обязано предпринять соответствующие шаги. Что касается внутриоппозиционной борьбы за площадь, то это тоже очень интересно. Я считаю, что это борьба не за площадь, а за лидерство внутри оппозиции. Это борьба за обладание голосами оппозиционной массы, за избрание в парламент в 2012 г. Нас мало интересует, к кому перейдут оппозиционные голоса, какие шаги будут предприняты для того, чтобы получить эти голоса. Это дело оппозиции, ее право.
— Вы, пожалуй, единственный, кто очень жестко высказался о голодовке Раффи Ованнисяна. Вы назвали эту акцию попыткой совместить полезное с приятным, за что удостоились критики. Не сожалеете, что сделали подобное заявление?
— Если один из лидеров оппозиции проводит голодовку, но называет ее постом, то я хочу уточнить: что это за акция – религиозная, политическая, гражданская? В любом случае это дело Раффи Ованнисяна, он должен решать, какие действия осуществлять и с какой целью. Каждая политическая сила использует те возможности, которые имеет. АНК, например, удается собирать многолюдные митинги, «Наследие» вчетвером поднимает шум за 40 человек, а одному Раффи Ованнисяну удается в течение более двух недель находиться в центре внимания всего информационного поля. К этому я отношусь нормально, считаю такие действия политическим или гражданским делом каждого.
— В последние дни много говорится о кадровых изменениях в правительстве. Если говорить конкретно, появились слухи о смене премьер-министра. Насколько это соответствует действительности?
— Слухи об отставке премьера появились не сейчас, об этом пресса пишет давно, и делается это неслучайно. На мой взгляд, такие слухи вводятся в обращение заинтересованными лицами. Я отношусь к этому спокойно, потому что политическая борьба ведется постоянно, есть конкуренция, и это одно из ее проявлений. Но одно я знаю точно: никто не может утверждать, что способен угадать ход мыслей президента страны и заранее знать, какое решение и в какой момент он примет. Сегодня весь мир охвачен экономическим кризисом, и если мы будем пытаться увязывать эту ситуацию с правительством и действующей властью, искать козлов отпущения, то это совсем другое. Конечно, существуют социальные проблемы, наблюдается рост цен, что имеет объективные причины, и увязывать эти явления с премьер-министром и правительством неправильно. Хочу спросить людей, которые заинтересованы в этом вопросе: а если бы в этих условиях премьером был другой человек, не допускаете, что ситуация могла бы быть хуже? А может, именно личность премьера, его профессионализм и образование способствуют тому, что ситуация такая, а не хуже.