Вчера в Страсбурге азербайджанские делегаты ПАСЕ в очередной раз выступили с обвинениями в адрес Армении
Вчера начала работу весенняя сессия ПАСЕ, в ходе которой не только состоялось обсуждение вопроса Армении в Мониторинговой комиссии, но и планируется созвать первое заседание специальной комиссии по проблеме Нагорного Карабаха. Учитывая последнее обстоятельство, два члена делегации Армении во время обсуждения доклада Бюро Ассамблеи коснулись работы этой комиссии.
Первым выступил Армен Рустамян. Он назвал маловероятной возможность этой структуры добиться успеха, поскольку Азербайджан отклоняет все формы сотрудничества. Напомнив о том, что в Совете Европы существует практика приглашать на встречи представителей всех сторон, армянский делегат предложил включить в эту комиссию также представителей Нагорного Карабаха. В противном случае, сказал Рустамян, Армения не сможет участвовать в заседаниях этой комиссии.
Затем выступил руководитель армянской делегации в ПАСЕ Давид Арутюнян. Он напомнил о том, что Бюро, приняв 28 января решение о возобновлении деятельности специальной комиссии по вопросу Нагорного Карабаха, «странным образом потеряло следы письма армянской делегации и своими неприкрытыми действиями проигнорировало позицию и возражения непосредственно вовлеченной стороны». «От предложенного в принудительной форме процесса нельзя ждать серьезных положительных результатов. Поскольку председатель Ассамблеи решил сохранить позицию армянской делегации в тайне, то я в присутствии всех представителей вновь изложу наш подход»,- заявил Давид Арутюнян. После этого он обнародовал представленные в вышеупомянутом письме аргументы («Аравот», 28 января). Один из этих аргументов состоял в следующем: «Мы ставим под вопрос искреннее, беспристрастное и честное стремление к возобновлению деятельности этой специальной комиссии». Глава армянской делегации еще раз отметил, что первым небольшим шагом должно стать ослабление напряженности, существующей между двумя делегациями, что даст им возможность внести реальный вклад в процесс примирения. «В атмосфере проявляющейся сегодня нетерпимости и использования Ассамблеи в деле осуществления провокационной пропаганды работа специальной комиссии представляет собой откровенный вызов с целью нанесения серьезного ущерба переговорном процессу и срыва усилий по мирному урегулированию конфликта путем переговоров. Армянская делегация ни в коем случае не может взять на себя такую ответственность». В заключение Давид Арутиюнян еще раз озвучил предложение армянской делегации: «Мы предлагаем объявить мораторий на любые взаимные обвинения со стороны любого члена делегаций Армении и Азербайджана в отношении любого касающегося конфликта вопроса». Арутюнян также предложил параллельно продолжать двусторонние консультации между делегациями «при посредничестве третьей стороны, за исключением председателя ПАСЕ, Бюро или новоназначенного председателя комиссии».
Чуть позже выступила делегат от Азербайджана Ганира Пашаева, которая развеяла надежды на «словесное перемирие». Пашаева в частности заявила, что недавно армянские вооруженные силы «убили на оккупированных территориях Азербайджана 9-летнего мальчика». И потребовала, чтобы делегата ПАСЕ осудили действия Армении принятием письменной резолюции. «Армянские делегаты должны попросить прощения у Ассамблеи за это убийство»,- сказала азербайджанский делегат. Она упомянула и о строительстве аэропорта в Степанакерте и о том, что президент Армении заявил, что станет первым пассажиром рейса Ереван-Степанакерт. «Армянские власти должны воздержаться от подобной риторики»,- потребовала Ганира Пашаева.
Во второй половине дня, когда перед делегатами ПАСЕ выступил генеральный секретарь Совета Европы Торбьерн Ягланд, Пашаева попыталась выяснить его отношение к «убийству 9-летнего мальчика», однако генсек сказал: «Я не буду комментировать этот особый вопрос».
После этого другой представитель Азербайджана, Рафаэль Гусейнов, поинтересовался, почему СЕ не наказывает Армению «за оккупацию 20 процентов территории Азербайджана, создание террористического лагеря и выращивание там наркотиков». Торбьерн Ягланд ответил, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта – дело Минской группы, членом которой Совет Европы никогда не был. Ягланд также подчеркнул, что в зонах «замороженных конфликтов» необходимо уделять больше внимания защите прав человека.